Детский клуб-сад
Виктории Мироновой


Новости клуба: вКонтакте и Facebook

  +38 (093) 168–70–52
Киев. Украина

Агрессивные игры

Игра — источник опыта ребёнка. Таким образом он осознает и перерабатывает всё то, что узнал, увидел и почувствовал. Это необходимая ступень развития. В безопасном пространстве, которое создает игра, малыш способен познать правила и законы окружающего мира. Он может примерить на себя разные роли, играть за «плохих» и за «хороших», исследовать, имитировать, узнавать новое.

Зачем детям игра:

  • усвоить полученный опыт
  • разобраться в том, что вызывает недоумение
  • разобраться со страхами, волнением, гневом и беспомощностью
  • попрактиковать различные навыки
  • изучить социальные нормы
  • попробовать разные роли
  • узнать о последствиях тех или иных действий

Откуда берётся игра

Малыш проигрывает всё, что видит, слышит и переживает.

Сюжетом могут стать:

  • будничные события (куклы обедают, идут на прогулку, пьют чай)
  • то, что он увидел на улице
  • отношения в семье (мама зовет папу кушать)
  • ситуации из игр и телепередач
  • события из книг и сказок
  • случайно услышанное или увиденное

Когда ребёнку нужно что-то понять, разобраться, он начинает играть.

«Плохие» игры

Когда малыш «понарошку» создает аварии, охотится на животных или играет в войну, это ещё не повод немедленно бежать к психологу. Ребёнок, выбирающий сторону «плохих парней» совсем не обязательно вырастет жестоким.

Играя, он готовится к тому, что ждёт его во взрослой жизни. А там, как известно, не всегда все дружат и живут мирно. Малышу важно прожить ситуации с разных сторон, уметь побеждать и проигрывать, постоять за себя и уступать. Поэтому совершенно нормально для ребёнка испытывать интерес к подобным сюжетам.

Исследователь и учёный Стюарт Браун в своей книге «Игра» утверждает, что агрессивные игры необходимы для здорового развития малыша. Таким образом он учится социальным правилам, сотрудничеству, справедливости. Детям, недостаточно игравшим в схватки и аварии, в дальнейшем труднее идти на компромисс и договариваться, контролировать и выражать свои негативные эмоции.

Почему ребёнок играет агрессивно

Причин появления такой игры может быть множество. Большинство из них связаны с необходимостью прожить определенный опыт.

С другой стороны, повышение интереса к такого рода проявлениям может свидетельствовать, что уровень агрессии малыша вырос. В этом случае его поведение меняется — он чаще дерётся, обижается, злится или ворчит. И так происходит не потому, что он играет в «плохие» игры. Скорее наоборот — интерес к таким забавам появляется из-за внутренних изменений.

Среди причин повышения агрессивности:

В играх малыш может искать выход из непростой ситуации, стараться сбросить напряжение и освободиться от негативных эмоций, найти другие способы поведения. В этом случае запрет на подобные игры может только усугубить ситуацию.

Стоит ли всем жить дружно?

Полезно контролировать и направлять агрессивную игру малыша, показывать ему другие возможные варианты развития событий. Но методично навязывать крохе «мирный» сюжет или категорически запрещать подобные игры не стоит. Ведь в будущем ребёнок столкнётся с собственным гневом или досадой, чужой обидой или злостью. В этот момент он может оказаться растерян, и ему будет сложнее найти выход из ситуации.

Существует граница между игрой «понарошку» и настоящей жизнью. Эта черта очень важна для крохи. Таким образом создается безопасное пространство, в котором малыш может отработать необходимые навыки, прожить волнующие ситуации, научиться устанавливать правила и стоять за себя. Но вне этого пространства продолжается реальная жизнь, в которой существуют установленные взрослыми нормы.

Как реагировать, что делать

В ролевой игре мальчишки могут драться символическим оружием, объединяться в одну команду и меняться ролями нападающего и защитника. Исследования не нашли подтверждений, что агрессивные игры влияют на развитие жестокости у детей. Кроме того, запрет на подобные проявления, делает их ещё более интересными и желанными.

Как реагировать на «плохие» забавы и снижать уровень агрессии:

  • Разрешите детям играть, но будьте рядом, чтоб помочь и направить.
  • Четко разделяйте игровую среду и реальную, в которой существуют другие правила.
  • Акцентируйте внимание на положительных качествах героев (защитник, борец за справедливость).
  • Прекращайте игру, когда она переходит установленные границы (одному из детей становится неприятно).
  • Помогите разнообразить сюжет и увидеть ситуацию с разных сторон. Предложите поменяться ролями и побудьте «плохим парнем», который нападает, а малышу нужно защищаться.
  • Чтобы уменьшить нагрузку на нервную систему, уменьшите количество времени, которое кроха проводит за компьютером/телефоном/планшетом.
  • Помогите ребёнку справиться со сложной ситуацией (будь то развод, поход в первый класс или переезд)
  • Обеспечьте больше разной физической активности для снятия напряжения (бассейн, айкидо, футбол, занятия по сенсорной интеграции).

Так же как умение резать ножницами или забираться на высокую горку, агрессивная игра требует помощи и чуткого руководства со стороны взрослого.

Когда начинать волноваться

Переживать стоит, когда малыш переносит нежелательные действия в реальную жизнь, не чувствует границ. Иногда подобное поведение закрепляется как способ достигать желаемого (привлекать внимание, получать игрушки или любое другое значимое для ребёнка поощрение, избегать выполнения требований). В случае, если вы не знаете как справиться с возрастающим агрессивным поведением, стоит обратиться к специалисту. Он поможет понять причину, и разработать план действий.

Переоценить значение игры сложно. Она помогает детям справиться с новыми эмоциями и переживаниями, учит следовать правилам, взаимодействовать. Благодаря ей малыши познают социальные законы и причинно-следственные связи, учатся строить отношения. Задача взрослого — помочь и поддержать кроху на этом пути.

 

Автор: Мария Лабырина

 

Назад