Детский клуб-сад
Виктории Мироновой


Новости клуба: вКонтакте и Facebook

  +38 (093) 168–70–52
Киев. Украина

Будущее детей с особыми потребностями

Выбор профессииПрактически всех родителей волнует вопрос — что ждет моего ребёнка в будущем? Родителей особых детей данный вопрос тревожит намного больше. Ведь возможностей для реализации потенциала их детей в нашей стране не так уж и много.

Одной из больших проблем нашего общества является трудоустройство людей с особыми потребностями. Ведь рабочих мест и без того не хватает. И хотя государство обязывает предпринимателей нанимать людей с инвалидностью, обещает им некоторые поблажки в налогообложении и т.д., далеко не все руководители спешат брать их на работу. Их можно понять, ведь руководители стремятся сокращать расходы, налаживать максимальную эффективность и прочее, но также они попросту не знают, на что способны эти люди, с чем они могут справиться, как их обучить. И все же находятся те, кто готов нанимать людей с особыми потребностями, давать им пусть небольшую, но всё-таки работу. И, благодаря усилиям различных фондов и родителей самих детей, таких работодателей становится всё больше.

Однако, вот что удивительно. Оказывается, большинство молодых людей с особенностями развития сами не хотят работать. А ведь это очень важный аспект социальной жизни — это позволяет чувствовать себя нужным, полезным, самостоятельным, дает возможность ощущать себя частью общества, позволяет реализовываться. Так почему же они, сознательно или нет, отказываются от этой возможности?
Все дело в том, какую установку дает ребёнку с раннего возраста его семья.

Выбор профессииРебёнок с особенностями развития с детства сталкивается с трудностями в освоении различных навыков и умений. Для него очень важна поддержка семьи, вера в его возможности и радость по поводу каждого минимального успеха. Родители, которые стараются облегчить задачи ребенка, делают за него то, с чем он бы справился сам, не дают возможности принимать решения или попросту не верят в его потенциал, превращают его в «инвалида» в полном смысле этого слова, формируя установку: «Я — инвалид, поэтому ничего не смогу». Естественно, что в таком случае о желании самореализации речи вообще не идет.

Но что же делать? Как из ребенка с особыми потребностями воспитать личность?

Для начала необходимо справится со своими эмоциями, перестать его жалеть и испытывать чувство вины перед ним.

Давать ребенку возможность выполнить то, с чем он может справиться. Пусть это будет не так быстро и качественно, как если бы это сделал взрослый, но это гораздо лучше, чем выполнить все за него.

Очень важно ставить перед ребенком адекватные посильные для него задачи. Ведь если требовать от него то, что в данный момент для ребёнка нереально выполнить, он быстро поймет, что любая задача слишком сложна, чтобы даже пытаться ее решить. Это однозначно скажется на его самооценке самым негативным образом. Как и то, если ему совсем не давать никаких задач.

У ребёнка должны быть свои посильные обязанности по дому. Привлекайте его к уборке (пусть елозит тряпочкой по полке — «вытирает» пыль, складывает обувь на полку или игрушки в корзину и т.д.), к готовке или другим бытовым делам. Это поможет ему чувствовать себя причастным к жизни семьи, нужным и полезным.

Соблюдение правил приучит ребенка к дисциплине и поможет ему почувствовать себя «ничем не хуже» остальных (если все обязаны складывать грязное белье в корзину или выносить за собой тарелку в раковину, то и ребенок должен). Правила должны быть адекватными и посильными.

Ребенку необходимо предоставлять право выбора там, где это возможно. Например, выбрать, какого цвета футболку сегодня надеть или какой сок пить. Это воспитывает самостоятельность, инициативность и умение принимать решения, пусть даже и такие незначительные.
Также очень важно давать ребенку свободное время заниматься тем, чем он сам захочет. Нельзя все время «вести» ребенка. Он должен учиться выбирать деятельность, занимать себя, проявлять инициативу.

Ну и конечно, радоваться даже самым небольшим успехам. Это позволяет ребенку поверить в себя и в то, что у него все получится. Не расстраиваться по поводу неудач, а если возникает трудность — предложить небольшую помощь. Опять же, не сделать за него, а именно помочь.

Верьте в своего малыша! Ищите в нем сильные стороны и максимально их развивайте, попутно подтягивая и слабые. Вполне возможно, что эти сильные стороны определят будущее ребенка. Если он прекрасно запоминает расположение предметов, то в будущем он вполне способен работать на той должности, где это качество будет основным (например, в библиотеке складывать книги по местам или в магазине раскладывать товар на полки).

Необходимо помнить, что будущее вашего особого ребенка в ваших руках, и начинается оно уже сейчас.