Детский клуб-сад
Виктории Мироновой


Новости клуба: вКонтакте и Facebook

  +38 (093) 168–70–52
Киев. Украина

Что дает инклюзия «обычным» детям

Сегодня все больше родителей выбирают инклюзивное образование для своих особых деток. Ведь польза очевидна. Детки повторяют за своими сверстниками, перенимают навыки и копируют поведение. А какая польза от этого «обычным» детям? Что им дает общение со своими «особыми» сверстниками? Почему их родителям также стоит выбрать инклюзивную группу?

При правильно организованной инклюзии выигрывают обе стороны. Нейротипичные малыши учатся находить сильные стороны в каждом, становятся более заботливыми, их коммуникативные навыки и креативность на порядок выше и качественнее (и это неудивительно, ведь они выстраивают взаимодействие даже с неговорящими детьми, приходится придумывать разные способы коммуникации). У них формируется так называемое «безбарьерное» мышление.

Возможность помогать своему «особому» товарищу поднимает самооценку и дает ощутить чувство значимости и собственной важности, нужности. Здоровые дети часто воспринимают необходимость помощи другим как естественную для себя и в дальнейшем чаще выбирают гуманные профессии (исследования Farber (1959) и Cleveland & Miller (1977)).

Инклюзивный опыт поможет ребенку в будущем, когда он будет общаться с кем-то, отличающимися от него. Он не станет вешать ярлыки и никогда не примет участия в травле или буллинге. Ребенок, который с детства умеет принимать особенности (развития, внешности, национальности, религиозных традиций) другого человека, вырастает толерантным взрослым. А также общительным, с более адекватной̆ самооценкой̆, менее тревожным и агрессивным, более творческим, чем дети в обычных детских садах (именно инклюзия с детского сада дает такие результаты, ведь чем раньше была начата работа с детьми, тем она более эффективна).

Staub и Peck (1995) выделили, как минимум, 5 видов возможных положительных результатов для детей без инвалидностей, которые формируются в инклюзивной среде:

  1. Уменьшение боязни различий между людьми и одновременно большее спокойствие и понимание действительности.
  2. Рост социальной сознательности.
  3. Развитие самосознания и самооценки.
  4. Становление собственных принципов.
  5. Искренняя забота и дружба.

Когда ребенок видит, что «особый» сверстник — не изгой, о нем заботятся, то автоматически уясняет для себя: отличаться — не страшно. И что если ему когда-либо будет необходимо стать «другим» (например, одеть очки или поставить брекеты) или получить особое отношение, то его поддержат и поймут, примут любым. Да и вообще, дети в инклюзии растут с ощущением и пониманием того, что все люди разные, но все достойны заботы, любви и доброго отношения. А если все, то и он сам, конечно, тоже достоин этого. И это добавляет спокойствия и уверенности в будущем. И уважения к другим. В будущем таким взрослым человек с инвалидностью перестанет казаться диковинкой, они не будут бояться, отводить глаза или жалеть. Ведь инклюзия — это не про жалость.

Многие проблемы толерантности, с которыми мы сталкиваемся в современном обществе, можно было бы смягчить, а некоторые и разрешить, если бы работа с детьми была начата в более раннем возрасте.

Именно поэтому наш сад задумывался и работает как инклюзивный. И мы, взрослые, своим примером и добрым отношением растим сознательных, добрых и толерантных граждан нашей страны.