Детский клуб-сад
Виктории Мироновой


Новости клуба: вКонтакте и Facebook

  +38 (093) 168–70–52
Киев. Украина

Готовность к школе

Прежде, чем идти в первый класс, ребенок должен быть физически и психологически готов выдерживать школьные нагрузки. Будет ли малышу скучно, если он останется дома или в саду еще на год? Или он столкнется с трудностями, если пойдет в школу слишком рано? Созрел ли ребенок эмоционально? Сможет ли он выдержать академическую нагрузку? Вопросов очень много. Решить их можно, обратив внимание на показатели готовности ребенка к учебе.

Физическая и сенсорная готовность

Для начала учебной деятельности малыш должен уметь:

  • контролировать и координировать свои движения
  • быть физически развитым (бегать и прыгать, играть в активные игры)
  • способен высидеть за столом достаточно долго
  • владеть навыками мелкой моторики, уметь держать ручку и карандаш, застегивать разные застежки
  • владеть навыками самообслуживания (самостоятельно ходить в туалет, кушать, одеваться, мыть руки, сморкаться и т д)

Прежде, чем идти в школу, первоклассник должен дозреть до нагрузок, которые она предполагает. Это происходит благодаря тому, что малыш много двигается, играет, познает себя и окружающий мир, набирается опыта. Так он учится управлять своим поведением и эмоциями, контролировать движения и реакции. Чем больше ребенок двигается и насыщается ощущениями в дошкольный период, тем более собранным и устойчивым к стрессу он будет в школе.

Физическое развитие также влияет на интеллект и речь. Ребенок учится делать выводы и строить предположения, опираясь на свой чувственный опыт. Получая разные ощущения, мозг малыша учится обрабатывать и структурировать поступающую информацию. От этого зависит правильность восприятия речи, умение сливать звуки в слова, строить предложения, писать.

Эмоционально-волевая готовность

Еще один признак готовности к школе — волевое развитие. Для успешной учебы, он должен уметь произвольно управлять своим вниманием и поведением — направлять активность на решения задач и уметь сосредотачиваться на них достаточно долго. Первоклассник умеет ставить цель, создавать план действий и оценивать результаты. Кроме того, малыш должен понимать чувства других и сочувствовать, справляться с собственными эмоциями, быть способным переключаться с одной деятельности на другую (включаться в учебу после перерыва, переключаться на математику после рисования и т д).

Умение взаимодействовать

В школьной среде очень важны такие умения ребенка:

  • общаться со сверстниками и взрослыми
  • находить друзей
  • слушать
  • действовать в команде
  • обращаться с просьбами
  • просить о помощи
  • разрешать мелкие конфликты.

Эти навыки, которые малыш приобретает благодаря игре, помогают первокласснику адаптироваться в новой среде.

Интеллектуальная готовность

К школьным нагрузкам ребенок должен быть готов также интеллектуально. Речь о развитии мышления, а не о знании алфавита или умении считать. Первоклассник готов учиться, если умеет наблюдать за предметами и явлениями, выделять их существенные характеристики, сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.

Мотивация

Не секрет, что любые новые знания усваиваются лучше, если ученик сам хочет научиться. Именно это и предполагает мотивационная готовность к школе. До этого основной деятельностью ребенка была игра, в которой он учился взаимодействовать, выполнять правила, узнавал себя и свои возможности. Следующий этап развития — стремление учиться и узнавать новое. Первоклассник проявляет интерес не только к школьной атрибутике (рюкзакам, пеналам, красивым тетрадкам), но и к овладению новыми навыками — хочет уметь читать, писать, считать и т д.

Ребенок готов к школе, если

Подытоживая, можно выделить критерии, которые определяют, сможет ли ребенок учиться в этом году:

  • он любопытен, активно стремится узнавать новое (в противоположность пассивности и необходимости мотивации со стороны учителя и родителей)
  • позитивно настроен по поводу школы (хочет туда идти)
  • может следовать правилам
  • умеет слушать и выполнять инструкции, адресованные всем детям (не только ему лично)
  • умеет взаимодействовать с детьми и взрослыми, общаться и делиться
  • может попросить о помощи и выразить свои чувства
  • умеет контролировать свое поведение
  • может сам себя занять (выбрать игры по душе во время перерыва)
  • понимает чувства других, умеет заводить друзей
  • умеет справляться со своими эмоциями и стрессом
  • спокойно остается без родителей длительное время
  • принимает участие в коллективных играх
  • умеет переключаться с одной деятельности на другую, включаться в учебу после перерыва
  • достаточно развит физически (учитывая крупную и мелкую моторику, сенсорные потребности)
  • самостоятелен в бытовых навыках (еда, туалет, одежда)
  • умеет следить за своими вещами
  • способен анализировать, сравнивать и обобщать

Начало учебы — новый этап развития крохи, который наступает после активной игровой деятельности дошкольного периода. Ребенку, который идет в школу еще не насытившись игрой, будет тяжело справляться с возрастающими требованиями. Поэтому совсем не стыдно потратить еще год на игры подготовку к школе, дав ребенку шанс показать, насколько успешным он может быть.

 

Автор: Мария Лабырина

 

Назад