Детский клуб-сад
Виктории Мироновой


Новости клуба: вКонтакте и Facebook

  +38 (093) 168–70–52
Киев. Украина

Использование жестов: за или против?

Находясь в обществе говорящих людей, у детей с обычным развитием овладение речью происходит естественным и незаметным образом. Что же касается детей, имеющих речевые нарушения или трудности, то им нужна дополнительная помощь и поддержка в обучении речи. Многие из них чувствуют себя так же, как если бы вы попали в страну, где все люди говорят на незнакомом вам языке. Что бы вы тогда испытывали? Какие вспомогательные средства для коммуникации искали? В первую очередь, это картинки и жесты. Соответственно, задача жестов — помочь ребенку в овладении речью. Использование жеста в качестве дополнения к речи помогает ребенку развивать коммуникацию, накапливать словарный запас, понимать смысл сказанного и происходящего.

Использование жестов дает возможность ребенку не только услышать, но и увидеть то, что вы говорите. А ведь, как правило, визуально дети намного лучше усваивают информацию, чем на слух. Жест привлекает внимание ребенка, способствуя концентрации на информации, тем самым обеспечивает активное участие ребенка в разговоре. Также с помощью жестов в нашей речи выделяются ключевые слова, что помогает ребенку понять главный смысл сказанного.

Жесты, как помощник развития речиМожно выделить несколько главных функций жеста:

  1. Понимание — движения рук понять гораздо легче, ведь ребенок фактически «видит» слова, также легче запомнить движение руки, а не целый звукоряд. К тому же, сопровождая речь жестами, мы автоматически говорим более четко и медленнее.

  2. Коммуникация — ребенку легче повторить жест, чем слово. Соответственно, даже не умея разговаривать, ребенок сможет выразить свои желания, сообщить о потребностях или просто поделиться информацией, т.е. участвовать в диалоге. А чем раньше ребенок научится спрашивать и отвечать, тем лучше впоследствии будет развита его речь.

  3. Увеличение словарного запаса — ребенку гораздо легче запомнить жест, чем множество вариаций звукосочетаний, из которых состоят слова. К тому же, воспринимая информацию сразу при помощи нескольких анализаторов (слуха, зрения, осязания), слова крепче удерживаются в памяти.

  4. Ориентация в разных языковых компонентах — жесты помогают усвоить использование предлогов, союзов, вопросительных слов и других компонентов, из которых состоит язык.

  5. Получение знаний — учебный процесс более осознанный и эффективный, если при изучении понятий и предметных слов это подкрепляется жестами.

Но учитывая то, что жестами легче овладеть, не заменит ли это ребенку речь? Это наиболее частый страх перед использованием жестов у родителей. Хороший пример на этот счет приводится в книге «Жесты и речь» Аннели Тисель: «Прежде чем начать ходить, ребенок ползает. Ползая, он получает знания о том, как устроено тело и учится держать равновесие. Ребенок предпринимает многочисленные попытки переместиться туда, куда хочет, и со временем он научится ползать на весьма стремительной скорости. После того, как ребенок полностью овладел ползанием, он готов к тому, чтобы начать ходить. Но когда он научится ходить и бегать, он прекратит ползать. Использование жестов служит своеобразным „ползанием“ для речи и коммуникации. Коммуникация ребенка с речевыми нарушениями „неподвижна“ в силу задержки речи. Жесты предоставляют ребенку возможность понять других и выразить себя намного раньше, чем он мог бы в противном случае. А если ребенок так и не научится ходить (говорить)? В этом случае умение ловко ползать намного предпочтительнее полной неподвижности, разве нет?».

Соответственно, когда ребенок овладевает речью, необходимость в жестах отпадает сама собой.

Для большей убедительности далее приводятся научные исследования зарубежных специалистов и экспертов-языковедов.

Ирен Юхансон (профессор фонетики кафедры фонетики и специальной педагогики университетов Умео и Карлстада) доказывает, что дети с синдромом Дауна, овладевающие жестами в дополнение к речи с первых лет жизни, начинают общаться намного раньше (при помощи жестов), чем они могли бы это делать с помощью речи. Таким образом, дети получают возможность общаться и развивать язык, несмотря на то, что еще не умеют говорить. Впоследствии никто из этих детей не ограничился жестами. Профессор Юхансон также считает, что дети, которые одновременно используют жесты и развивают речь, приобретают больший словарный запас, чем другие дети.
Кайса Лаумонен (профессор логопедии кафедры языкознания Хельсинского университета) провела исследование, в котором участвовала группа детей с синдромом Дауна. Результаты ее исследования доказывают, что речевое развитие группы детей, в которой использовались жесты, более успешно, и они обладают большим словарным запасом. И в дальнейшем эта группа сохранила языковые и речевые преимущества.

Жесты, как помощник развития речиДжон Ф. Миллер (доктор филологии, профессор кафедры коммуникативных расстройств университета штата Висконсин, США) считает, что жесты полезны как детям с синдромом Дауна, аутизмом, ДЦП и различного рода задержками речевого развития, так и детям без речевых отклонений. В его исследовании 1991 года показано, что дети, использующие жесты, владеют большим запасом речевых слов, чем дети, не использующие жесты. Миллер также подчеркивает, что жесты облегчают восприятие информации и способствуют лучшему пониманию.

Этт Вилкенс (профессор кафедры специальной педагогики университета Ганновера, Германия) считает, что жесты подходят детям с когнитивными трудностями и без серьезных проблем с моторикой, а также маленьким детям, которые понимают больше, чем могут выразить. Для многоязычных детей жесты служат своеобразным мостом между языками.

Линда Акредоло (почетный профессор психологии Калифорнийского университета, США) и Сусанн Гудвин (профессор психологии Калифорнийского университета, США) в 2000 году провели исследование, в котором выяснили, что жесты оказывают положительное влияние на всех детей (в исследовании принимали участие 140 детей 11-месячного возраста без отклонений в речевом развитии). Результаты исследований показали, что в двухлетнем возрасте дети, использовавшие жесты, опережали детей, которые не использовали жесты, примерно на 4 месяца. В трехлетнем возрасте они уже разговаривали в среднем как четырехлетние и, соответственно, опережали сверстников почти на год. Исследования показали, что впоследствии такие дети лучше усваивают знания.

Вибке Бекман (университет Гамбурга, Германия) утверждает, что жесты оказывают очевидное влияние на способность ребенка понимать. В исследованиях в 2006 году были задействованы учащиеся 6 — 9 летнего возраста с аутизмом. Установлено, что устная речь не привлекает внимания детей настолько, чтобы вызвать у них желание заговорить. Результаты исследования показали, что использование учителями жестов способствовало изменению коммуникативной ситуации в классе. Повысилась способность удерживать внимание друг друга при общении, детям стало легче контактировать с учителями и сверстниками. Жест помогает сосредоточить внимание, и возможность понимания увеличивается. Как следствие, растет эффективность взаимодействия. Визуальная четкость жестов побуждает ребенка к имитации.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что родителям и педагогам НУЖНО использовать жесты в работе с ребенком. Ничего, кроме пользы, это не принесет.

 

* По материалам книги Аннели Тиселль «Жесты и речь»