Детский клуб-сад
Виктории Мироновой


Новости клуба: вКонтакте и Facebook

  +38 (093) 168–70–52
Киев. Украина

Как понять, что ребёнка обижают в саду

Период адаптации в детском саду

Поход в садик поначалу может быть стрессом для ребёнка. Пройдет некоторое время, прежде чем малыш привыкнет к режиму, детям и воспитателям, перестанет бояться, что мама уйдет и не вернется. Период адаптации очень индивидуален: один быстро вливается, другому нужно время. В среднем привыкание длится до трех месяцев. В этот период малыш может много капризничать, не хотеть ходить в садик, плакать, устраивать истерики. Так происходит потому, что ему сложно отказаться от привычного уклада жизни. Раньше он был всё время с мамой, а теперь нужно ходить в сад и слушаться воспитателей. Но отделение от матери необходимо для полноценного развития. Через время подобные реакции проходят.

Как понять, что ребёнка обижают в детском саду?

Ребёнок отказывается идти в сад, плачет — такое поведение может обеспокоить родителей. Как узнать, он манипулирует, ещё не привык к новой ситуации, или его там обижают и запугивают?

Поговорите с ребенком

Задайте ему вопросы, которые требуют развернутого ответа и не касаются малыша напрямую. Например, «Что воспитатель делает, если Миша плачет и хочет к маме?», «Если Маша уронила чашку с водой, как воспитатель отреагирует?». Не подсказывайте ответов, и не задавайте вопросов, на которые малыш просто может ответить «да». Вопросы вроде «Тебя обижает воспитательница?» или «Тебя бьют и наказывают в садике?» не помогут приблизиться к истине. Скорее всего ребёнок скажет то, что вы хотите услышать.

Наблюдайте за поведением, разговорами, телесными проявлениями

Если ребёнок не говорит, психиосоматические и поведенческие проявления помогут выявить проблемы. Также это относится к детям с особыми потребностями, которые могут испытывать трудности с общением и ответами на вопросы.

Появление пяти и более признаков свидетельствует о неладном:

  • агрессия по отношению к другим детям, младшим и животным
  • самоагрессия
  • регрессивное поведение (малыш ведет себя не сообразно возрасту и реальным умениям. Может брать в рот пустышку, проситься к груди или мочиться в штаны)
  • появление дефектов речи, инфантильная речь
  • грусть, замкнутость или наоборот, чрезмерная активность
  • беспричинные колебания настроения
  • фразы и убеждения, которые ребенок нигде не мог услышать при родителях
  • избегание социальных контактов
  • ночной энурез
  • расстройства аппетита
  • проблемы со сном, ночные кошмары
  • тошнота, боль в животе, головная или другая необъяснимая боль
  • частые ссадины и царапины
  • жестокие игры, использования наказаний для игрушек
  • необъяснимые страхи, которыми прежде ребенок не страдал
  • частые болезни, повышение температуры в садике или утром перед выходом из дома
  • ребёнок сонный, засыпает по дороге в машине
  • усиление интенсивности и длительности аутостимуляций
  • «взрывное», легковозбудимое поведение после посещения сада, которое не проявляется в другие дни
  • нехарактерные раньше проявления (например, игры с калом, поиск различных сенсорных ощущений, и т. д.)

Проверить наверняка

Если дома вы не заметили проявлений, но опасения все же есть, можно постараться выяснить по-другому:

  • пообщайтесь с другими мамами, дети которых ходят в вашу группу. Сталкиваются ли они с какими-то проблемами, испытывают ли опасения?
  • понаблюдайте за садиковской прогулкой на улице
  • если ребенок уже говорит, поиграйте с ним в детский сад. Возьмите на себя роль ведущего и для начала организуйте какой-то режимный момент садика. Например, обед. Играйте роль воспитателя. Усадите игрушки за столики, раздайте тарелки. Затем, играя роль одного из детей, создайте ситуацию непослушания: «не хочу кушать, хочу к маме!». Спросите у ребенка, что сделает воспитатель, передайте ему главную роль. Наблюдайте, спрашивайте. «Что воспитатель скажет на это? Что сделает?», и так далее. Моделируйте разные ситуации: в группе, на прогулке, во время занятия. Игра поможет понять, как чаще всего воспитатель поступает, какие меры применяет.

Другие причины

Причин изменений в поведении ребёнка может быть множество. Поэтому прежде, чем бить тревогу, обратите внимание на следующие варианты:

  • проблемы дома. Если семья переживает сложный период (например, развод, или смерть близкого человека), ребёнок тоже на это реагирует. Причины изменений в его поведении и проявлениях могут крыться в стрессе, который он испытывает.
  • изменения в семье. Нехарактерные проявления могут быть связаны с переездом, рождением второго ребёнка, и другими изменениями. Малышу нужно время, чтоб к этому привыкнуть.
  • манипуляция. Если он привык добиваться желаемого истериками, слезами или агрессией, он будет использовать эти методы и для избегания садика.
  • возрастной кризис. В переломные моменты (у дошкольников приблизительно в год и в три года) поведение ребёнка заметно меняется — он может протестовать, быть капризным, раздражительным.
  • трудности в общении с детьми. Малыш, который раньше не много контактировал с другими детьми (например, часто болел и лежал в больницах), попадая в группу, теряется. То же относится и к детям с особыми потребностями, не овладевшими навыками общения в достаточной мере. Все это создает стрессовую ситуацию для ребёнка.
  • поведение по примеру. Малыш может проигрывать ситуации, которые он видит дома, по телевизору или на улице. Обратите внимание на эти аспекты его жизни и на собственный стиль поведения.
  • неготовность к садику. Если кроха раньше не был приучен к основным режимным моментам (приему пищи, сну в определённое время) и не умеет следовать правилам, в садике ему будет некомфортно, и он постарается этого избежать.

Всё можно решить миром!

Если вы исключили все возможные причины и убедились, что малыша обижают именно в садике, для начала пообщайтесь со всеми участниками инцидента, мамами и администрацией и постарайтесь решить ситуацию мирно.

Не нужно настраивать ребенка против садика, воспитателей и детей. Это не поможет решить проблему. Для полноценного развития, малыш должен доверять воспитателю и чувствовать себя в безопасности в дошкольном учреждении.

Если ребёнка обижают другие дети

  • поговорите с воспитателем и няней. Расскажите о своих опасениях, и признаках, которые вы заметили. Спросите совета. Возможно, вы вместе проясните ситуацию.
  • вместе с воспитателем или садовским психологом продумайте, как разрешить сложившуюся ситуацию.
  • поговорите с малышом и объясните ему, почему другие дети или отдельный ребёнок так себя ведёт; скажите, что вы на его стороне. Научите его защищаться: говорить «пожалуйста, прекрати», «мне это не нравится», громко звать воспитателя, держаться подальше от малыша, который проявляет агрессию.
  • выясните, в каких ситуациях это происходит, и научите кроху избегать их. Например, во время обеда он может не сидеть рядом с малышом, который его обижает.
  • гуляйте в выходные с детьми, с которыми ваш малыш дружит. Это укрепит его позицию и ему легче будет противостоять обидчику.
  • будьте спокойны. Не важно, насколько вы злитесь или расстроены, не плачьте, и не обвиняйте других родителей или воспитателей при ребёнке.

Если проблема в воспитателе

  • сохраняйте спокойствие. При малыше не ругайтесь с воспитателями, не обвиняйте их. Это только усугубит ситуацию.
  • общайтесь с ребёнком — заведите привычку рассказывать друг другу о переживаниях за день. Также можно проживать какие-то моменты во время игр, рисования и творчества.
  • поговорите с воспитателем. Если вы уверены, что вашего кроху обижает воспитатель, попробуйте для начала поговорить с ним. Не обвиняйте, не осуждайте, спокойно и уверенно расскажите о том, что вы замечаете и чего опасаетесь. Например, беседу можно начать так: «я беспокоюсь, что мой ребёнок странно ведет себя дома, у него появились страхи и опасения, которых раньше не было. Как вы думаете, что происходит?» Воспитатели тоже люди, со своими проблемами, и вполне вероятно, что вам удастся прийти к соглашению.
  • сходите к психологу. Если у крохи появились страхи, ночные кошмары, явные психосоматические или эмоциональные проявления, рекомендуется посетить детского психолога. Он поможет малышу отработать негативные моменты. Да и для мамы будет подспорьем.
  • дайте крохе понять — вы на его стороне. Детям сложно оценить, правильно ли обращается с ними взрослый. Можно составить сказку или поиграть с малышом в наказания. Используйте игру, чтоб объяснить, как могут наказывать за проступки, а какие наказания неприемлемы, и надо о них рассказывать родителям.
  • пообщайтесь с другими мамами, выясните — есть ли у них схожие проблемы. Объединившись, может быть легче достучаться до администрации или воспитателя.
  • обратитесь к администрации садика. Объясните положение, постарайтесь уладить конфликт. Если ситуация слишком обостряется, подумайте о смене садика, о частных садах, о няне.

Не принижайт значение слов ребёнка, но и не доверяйте слепо. Неговорящие дети и малыши с особыми потребностями могут испытывать дополнительные сложности в адаптации к режиму и воспитателям. Главное — не делайте поспешных выводов и доверяйте своей интуиции.

 

Автор: Мария Лабырина

 

Назад