Детский клуб-сад
Виктории Мироновой


Новости клуба: вКонтакте и Facebook

  +38 (093) 168–70–52
Киев. Украина

Как воспитать в ребенке ответственность

Ответственность, как черта характера, строится на осознанности. Ответственный человек держит слово, выполняет обязанности, понимает последствия своих действий, принимает вину за свои оплошности.

Послушание или ответственность?

Два понятия, которые часто путаются. Если ребёнок выполняет просьбы и ведёт себя хорошо — это послушание. Ответственность наступает тогда, когда малыш делает что-то без напоминания, потому что знает — это должно быть сделано. Только тогда навык, повторяемый раз за разом, превращается в черту характера.

Воспитывая ответственность в ребёнке, родителям придется смириться с тем, что некоторые вещи будут происходить по-другому. Ребёнок может иначе заправлять постель, складывать игрушки по собственной системе или не так тщательно вытирать пыль. Но если он делает это самостоятельно, по собственной инициативе — за это стоит хвалить и поощрять, и возможно закрыть глаза на некоторую неидеальность.

Особенности возраста

Малыш не сразу становится ответственным и сознательным членом общества. В дошкольном возрасте он может быть совершенно «бессовестным» и «безответственным». Но чаще всего это всего лишь неспособность крохи прогнозировать последствия своих поступков и недостаточные знания о принятых нормах. Как раз в этом возрасте ребёнок учится понимать себя и активно усваивает общественные правила поведения.

1-2 года

Малыш пока не видит четкой связи между событием и последствием. Он набирается опыта, ориентируясь на реакцию взрослых, учится понимать, что «хорошо», а что «плохо». Кроха не может нести настоящую ответственность ни за свои поступки, ни за вещи. Он находится на этапе узнавания, а его действия носят характер проб.

2-3 года

Малыш начинает больше осознавать себя и свои действия. Этот процесс знаменуется кризисом трех лет — кризисом самостоятельности. В это время ребёнок начинает понимать себя, как отдельную личность, проявляет желания, требования, протесты. Кроха стремится быть наравне со взрослыми — значит самое время дать ему чуть больше ответственности. Он уже способен понять простые причинно-следственные связи и активно испытывает правила на прочность.

Чтоб воспитать ответственного человека в этом возрасте важно:

  • разрешить малышу проявлять инициативу
  • дать ему некоторые «взрослые» обязанности (например, выносить мусор, кормить собаку)
  • разрешать делать выбор из ограниченного числа вариантов (одежды, еды)
  • меньше помогать, разрешать проявлять самостоятельность
  • демонстрировать правила и нормы, предупреждать о последствиях их нарушения.

Шаг за шагом кроха узнает, что такое ответственность за свои поступки. Чтоб помочь ему, будьте постоянны в выполнении установленных правил. Негативные последствия могут наступать только тогда, когда ребёнок точно знает о правиле и нарушает его сознательно.

3-5 лет

В этом возрасте малыш уже освоился с основными нормами, может прослеживать простые причинно-следственные связи и контролировать своё поведение. Ребёнок также может нести ответственность за собственные вещи, выполнять поручения. Для развития надёжности и воли, крохе нужно чувствовать себя важным, вносить свой посильный вклад в семейный быт. Самое время приучать малыша к выполнению дел по дому. Например, он может выносить мусор или накрывать на стол.

Что нужно для развития ответственности в этом возрасте:

  • подавать пример
  • поощрять инициативу (даже если кроха берется помогать и только прибавляет маме работы. Лучше позволить ему это, ведь так развивается ответственность и лидерские качества)
  • помогать разобраться в причинно-следственных связях
  • учить малыша следить за своими вещами (убирать игрушки, искать в случае потери)
  • разрешить действовать самостоятельно, где это возможно
  • давать ребёнку выполнять простые обязанности по дому

Перечень обязанностей, которые дети могут выполнять согласно возрасту можно найти здесь.

5-7 лет

В старшем дошкольничестве малыш осознает последствия собственных поступков и понимает, когда провинился. Он следит за одеждой и игрушками, растёт круг его обязанностей по дому. Один из главных пунктов, который влияет на формирование характера крохи — умение понимать внутренние мотивы человека. Именно в этом возрасте ребёнок начинает осознавать разницу между внешними последствиями и внутренними побуждениями. Если детям рассказать историю о том, как девочка помогала маме мыть посуду и разбила тарелку, трехлетка скажет — она поступила плохо, так как разбила тарелку. Но ребёнок 6-7 лет ответит, что девочка пыталась помочь маме, а значит сделала всё правильно.

Для развития ответственности в дошкольном возрасте важно:

  • давать ребёнку более сложные и ответственные поручения
  • подавать пример собственным поведением
  • читать сказки и притчи, разбирать мотивы героев
  • позволять решать самостоятельно (какие ботинки надеть, что взять с собой в гости и т д. Даже если он однажды оденется не по погоде и будет страдать от жары, разрешите ему получить этот опыт)
  • учить ребёнка говорить за себя (заказывать еду официанту, знакомиться на площадке с другими детьми, передавать за проезд, спрашивать который час у прохожего)

Двухминутная проверка

Напишите на листке бумаги качества, которые вы хотели бы видеть у своих детей, когда им исполниться 18 лет. После этого подумайте, какие обязанности помогут им развить эти качества. Какие из этих действий малыши могут выполнять уже сейчас?

Главный секрет

Характер не воспитывается за несколько минут и даже лет. Это процесс, который длится всю жизнь. Основное, что помогает воспитывать ответственность, будь то дошкольник или подросток, — уменьшение помощи со стороны взрослых. Ребёнок постоянно проверяет границы своих возможностей. Удовольствие от достижения того, что казалось непосильным, сложно чем-либо заменить.

Дети могут очень многое. Не берите на себя их ответственность.

 

Автор: Мария Лабырина

 

Назад