Детский клуб-сад
Виктории Мироновой


Новости клуба: вКонтакте и Facebook

  +38 (093) 168–70–52
Киев. Украина

Выбор специалиста

В некоторых городах специалистов, как хороших, так и не очень, пруд пруди, а в других же населенных пунктах специалиста по работе с особыми детьми не сыщешь и днем с огнем. Во втором случае маме предстоит стать для своего особого малыша и педагогом, и психологом, и прочими специалистами в одном лице. Для этого ей потребуется перечитать много различной литературы, пройти либо удаленно, либо очно, но в другом городе, какие-нибудь курсы и т.д. Тут все зависит от упорства и желания самой мамы.

В первом случае родителям также предстоит приложить некоторые усилия по поиску хорошего специалиста. На что же стоит обратить внимание.

  1. Первое и очень важное это то, что человек должен вам нравиться. Специалист должен располагать вас к себе и вызывать симпатию как у вас, так и у ребенка (возможно, у ребенка это не сразу получится). Ведь с этим человеком вам и вашему ребенку придется немало поработать, впустить его в личное пространство и жизнь семьи. Непросто раскрыться перед человеком, который вам не нравится.
  2. Поинтересуйтесь, какую подготовку прошел специалист. Хороший специалист охотно расскажет вам о своем образовании и опыте работы. Если же этот опыт не такой и большой, не стоит сразу отказываться от возможности работать с этим человеком. Часто бывает, что такие специалисты гораздо больше внимания уделяют ребенку, а также с большей энергичностью и задором работают. В таком случае, поинтересуйтесь, есть ли старший руководитель, какое у него образование и опыт, и насколько пристально он контролирует деятельность молодого специалиста.
  3. Выясните, какими методиками и программами вмешательства пользуется специалист. Есть ли научные исследования, подтверждающие эффективность данных программ.
  4. Оцените для себя, насколько комплексной, плодотворной и эффективной была первичная встреча со специалистом (сколько времени уделил вам специалист, насколько полную информацию собирал о ребенке, дал ли вам возможность высказать свои пожелания и запросы, делал ли письменные заметки или заполнял ли документацию и т.д.).

Ниже приводятся несколько советов-подсказок для родителей, которые помогут им отличить специалистов от «специалистов»:

  1. никогда не доверяйте «специалистам», которые заявляют, что они знают все об этом нарушении, только потому, что у них диплом медицинского института, психологического факультета и т. д., или потому, что они занимают положение главного специалиста в области здравоохранения, образования и т.д. (В этом случае вы можете поставить им диагноз «синдрома Федоровой», названного по имени директора одного из центров социальных служб, которая знает все, потому что «я — директор», и если у нее нет аргументов, то «я не собираюсь разговаривать с вами в таком тоне» и гордо покидает своего оппонента. Синонимом «синдрома Федоровой» является «воинствующее невежество»);
  2. никогда не доверяйте «специалистам», которые отказываются назвать свою фамилию и поставить свою подпись под выпиской с диагнозом вашего ребенка. Постарайтесь даже избежать общения с ними, поскольку, как правило, они бывают грубы, и после встречи с ними вы несколько дней не оправитесь от чувства унижения;
  3. никогда не доверяйте «специалистам», которые диагностируют вашего ребенка и оценивают его возможности после 5-10 минут наблюдений за ним в незнакомой для него обстановке и задав ему несколько вопросов. Диагноз будет предрешен — умственная отсталость, и судьба вашего ребенка будет перечеркнута;
  4. никогда не доверяйте «специалистам», которые не слушают родителей, потому что считают себя специалистами, а родители таковыми не являются («синдром Федоровой»). Помните, никто не знает ребенка лучше, чем его родители, которые наблюдают его 24 часа в сутки;
  5. никогда не доверяйте «специалистам», которые говорят что-нибудь, типа «аутичный ребенок должен быть изолирован от других детей» и т.д.;

Следует помнить, что психолог не имеет права «ставить диагноз» ребенку, поскольку это могут делать только специализированные врачи. Высказать свои подозрения или наблюдения, а также порекомендовать обратиться к соответствующему доктору — вот задача психолога в подобной ситуации.

В процессе работы специалист должен быть абсолютно открытым — обсуждать с вами цели и задачи работы, отчитываться о прошедшем занятии, рассказывать об успехах и трудностях ребенка, давать рекомендации, которые вы реально можете применять.

А в основном, следует доверять своей интуиции. Если вас что-то не устраивает, говорите об этом сразу. Специалист либо прояснит вам ситуацию, либо он вам просто не подходит.