Детский клуб-сад
Виктории Мироновой


Новости клуба: вКонтакте и Facebook

  +38 (093) 168–70–52
Киев. Украина

Кризис 3 лет

К 3 годам ребенок уже более самостоятельный, чем раньше. Он осознает, что способен своими действиями что-то изменить, повлиять на ход событий. У малыша появляется потребность в самореализации, утверждении своего «Я» — он стремится все делать сам, сопротивляется правилам, хочет делать выбор. От крохи часто слышно: «отойди, я сам!», «не хочу красные штаны, хочу синие!», «не буду кушать кашу утром!» и так далее. Даже самый послушный ребенок может становится капризным, своевольным, упрямым, протестовать против помощи, требовать исполнения своих желаний. Он может бунтовать против любых правил и ограничений, от всего отказываться, и в целом становится совершенно несносным.

Кризис трех лет — тяжелый период не только для окружающих, но в первую очередь для самого ребенка. В это время он начинает осознавать свою индивидуальность, отличия от других, и сталкивается с множеством сложностей, связанных с этим. Задача родителей — поддерживать его самостоятельность, помочь понять сложные жизненные ситуации, научить выносить суждения о своих поступках и действиях других людей.

Как проявляется кризис 3 лет?

Основные симптомы, по которым можно распознать кризис трёх лет:

  • негативизм — малыш отвергает любые предложения взрослого (даже интересные), стремится сделать все наперекор, по-своему
  • упрямство — ребенок настаивает на своих требованиях, и не отказывается от них, даже если они теряют значение (может настаивать на прогулке, даже если уже засыпает, или требовать игрушку соседа, даже если ему купили такую же)
  • строптивость — протест в целом против уклада жизни, норм и правил которые сложились до трех лет («я больше не буду кушать за маленьким столом», «не хочу надевать шапку» и т.д.);
  • своеволие — инициативность, стремление все делать самостоятельно, быть независимым, влиять на окружение («я сам буду наливать себе компот/ выбирать одежду»)
  • протест, бунт — ребенок постоянно в состоянии конфликта с окружающими
  • обесценивание — отрицательное отношение к родителям, значимым взрослым
  • деспотизм — постоянное предъявление требований, исполнения желаний, что в отношении к младшим братьям и сестрам может проявляться в виде ревности

Кроме поведенческих симптомов могут проявляться и соматические, например, энурез или ночные страхи.

Сколько длится кризис 3 лет?

У этого явления нет четких временных ограничений. Не стоит ожидать наступление кризиса ровно на день рождения трехлетки. Поскольку каждый ребенок развивается индивидуально, у некоторых кризисные проявления могут начаться раньше, у других позже. Критический период длится в пределах нескольких месяцев и проходит приблизительно с трех — трех с половиной лет до четырех.

Кризис 3 лет — это хорошо!

Возрастной кризис свидетельствует о естественном процессе развития самосознания. Он может проходить остро или приглушенно. В любом случае серьезные изменения, которые происходят с ребенком, не могут пройти легко, и вспышки плохого поведения естественны для этого периода. Появление волевых качеств, независимости, гордости за достижения — заслуга кризиса трех лет и свидетельство нормального развития ребенка.

Что происходит с ребенком в это время?

В основе негативных проявлений ребенка лежит стремление почувствовать себя взрослым, избавиться от прежних ограничений. Демонстративное поведение — способ привлечь внимание к тому, что он готов что-то менять в своей жизни. Трехлетка уже вырос из прежней, в основном пассивной, роли и хочет действовать, быть активным участником происходящего («я сам хочу выгуливать собаку», «не буду играть в эту игру», «хочу сам приготовить бутерброд» и т.д.). В то же время, ребенок еще не умеет полностью контролировать свои эмоции и волю, поэтому его желания могут выражаться остро, иметь форму аффекта. Его реакции могут быть преувеличенными, не соответствовать масштабам происшествия (например, запрет смотреть мультик прямо сейчас, а не после обеда, может вызвать истерику).

На этой стадии главный девиз ребенка — «я сам» и «я — то, что я могу». Он хочет во всем действовать самостоятельно, поступать по-своему, устанавливать свои правила. Для трехлеток становится важными собственные результаты и успехи, а также признание, оценка их действий окружающими. Опираясь на эту внешнюю оценку, закладывается начальная самооценка ребенка. Он воспринимает себя «хорошим» или «плохим», в зависимости от мнения взрослых, учится оценивать результаты своих и чужих действий, испытывает гордость за достижения.

Основные задачи, с которыми сталкивается ребенок во время кризиса трех лет:

  • утверждение своей самостоятельности и отделение от окружающих — «я сам»
  • познание разницы между «хочу» и «надо» и развитие воли
  • познание себя и границ своих возможностей — «что я могу?»
  • формирование самооценки — «какой я?»
  • умение решать конфликтные ситуации
  • навыки самоконтроля
  • установление новых отношений со взрослыми на основе большей независимости малыша

От реакции окружающих на его поведение зависит насколько успешно ребенок справится с этими задачами.

Считается, что наиболее распространены две полярные реакции взрослых: полный запрет и абсолютная либеральность.

Полный запрет не дает ребенку реализовать свою потребность в независимости. Эта потребность не исчезает, а требования свободы усугубляются, становятся открытым конфликтом. Поскольку кроха не получает опыта собственного действия, развитие волевых качеств блокируется. Чем упорнее взрослые стараются сохранить предыдущую модель отношений, где ребенок полностью от них зависит, тем меньше они помогают малышу решить задачи критического периода.

Другая полярная реакция — либеральность — также не приносит пользы. Чтоб сориентироваться в сложном мире, ребенку нужны определенные границы, выставленные взрослыми. Получая полную свободу, он теряется. У трехлетки еще недостаточно развит самоконтроль и умение предвидеть последствия своих действий, чтоб распорядиться такой свободой. Он старается всеми способами привлечь внимание взрослых, получить обратную реакцию, определенность. И любой отклик — запрет, спор, возражение — лучше, чем просто игнорирование.

Подобные стратегии во время кризиса не решают проблем поведения. Ребенок не реализовывает должным образом своих стремлений к самостоятельности. Чрезмерная опека, завышенные ожидания или отсутствие всяких ограничений формирует переживание стыда, сомнений, неуверенность в себе, слабоволие, отсутствие инициативы. Это сказывается на развитии ребенка: ему сложнее найти свое место в группе сверстников, он более зависим от внешней оценки и помощи. Из-за этого в дальнейшем могут возникать проблемы с поведением.

Как помочь ребенку справиться с кризисом 3 лет?

В период кризиса ребенок нуждается в особом внимании и чуткости. Старая система отношений, где малыш полностью зависит от взрослых, себя изжила. Теперь он готов взять на себя некоторую ответственность, быть более самостоятельным. Нужно помочь ему направить энергию в рациональное русло. У малютки могут появляться мелкие поручения, задачи, в которых он смог бы проявить самостоятельность и быть полезным (например, помогать накрывать на стол). Разумная свобода способствует становлению автономии ребенка, воли, самоконтроля. Несколько советов, как справиться с трудностями кризисного периода:

  • помогать ребенку выбирать правильную стратегию для достижения целей (договариваться, вместо ультиматумов или истерик — «если ты хорошо попросишь и не будешь кричать, мы с тобой договоримся, когда ты сможешь получить игру»)
  • вместе с ребенком искать компромиссы в сложных ситуациях, делать выводы
  • признавать индивидуальность ребенка, его право быть независимым и самостоятельным
  • давать свободу выбора в установленных рамках («на улице холодно, поэтому надо надеть шапку. Можешь выбрать какую хочешь»; «выбирай, какой дорогой мы сегодня пойдем в садик» и т.д.)
  • в игровой форме помогать справляться с различными трудностями и негативным поведением

Определенные рамки поведения, выстроенные взрослыми, дают ребенку чувство защищенности и контроля, не ограничивая при этом его свободу пробовать и экспериментировать внутри этих границ.

 

Автор: Мария Лабырина

 

Назад