Детский клуб-сад
Виктории Мироновой


Новости клуба: вКонтакте и Facebook

  +38 (093) 168–70–52
Киев. Украина

Неудобная проблема: игры с калом

Причин такого поведения может быть множество. Среди них сенсорные особенности, возрастные и психологические факторы, эмоциональные расстройства, поведенческие проблемы и так далее. Для начала необходимо понять, что же может вызвать такое поведение и какие существуют способы его преодоления.

Возможные причины

Причины, по которым ребенок играет с экскрементами, ест или размазывает их, зависят от его возраста и особенностей развития.

Возрастной интерес. Приблизительно до двух лет, для детей нормально испытывать интерес к собственным экскрементам. Малыши познают функции своего тела и продукты жизнедеятельности. В то же время, реакция родителей на интерес ребенка может надолго закрепить это поведение.

Способ манипуляции. Размазывание кала может быть способом избежать чего-то или получить желаемое: вызвать определенную эмоциональную реакцию, обратить на себя внимание, уйти от неприятной ситуации или требований. Также дети, у которых есть проблемы с коммуникацией, могут использовать эти ситуации как способ общения. Они быстро усваивают, какое поведение приводит к наиболее активному взаимодействию.

Сенсорные особенности. К размазыванию кала могут прибегать малыши, которым нравятся сильные запахи и «грязные» игры, и при этом у них нет другого способа удовлетворить свои потребности. Игры с липкими и мягкими материалами, такими как клей, пена для бритья, тесто для лепки, песок, могут ослабить необходимость размазывать кал. Сильно пахнущие вещества — аромамасло, специи, сыр — помогут удовлетворить тягу к запахам.

Психологические и психические проблемы. Проблемы с размазыванием фекалий могут возникать у детей, страдающих ОКР (обсессивно-компульсивным расстройством), биполярным расстройством, шизофренией. Такое поведение может также проявляться у малышей с аутизмом, повышенной тревожностью, детей-жертв сексуального насилия, или у малышей, переживающих пост-травматический стресс. Донна Уильямс (Donna Williams), автор с аутизмом, указывает, что у игр с экскрементами есть много целей, которые могут остаться без внимания:

  • это занятие дает ощущение контроля над телом и окружением, в то время как остальные зоны жизни неконтролируемы
  • дает почувствовать контроль над собственными действиями
  • способствует выражению злости, фрустрации, беспомощности
  • предотвращает нежелательные социальные контакты
  • может ассоциироваться с другим эмоционально успокаивающим процессом
  • может быть частью навязчивого состояния, выходящего из-под контроля

В любом из этих случаев нужно обратить внимание на качество жизни ребенка и убедиться, что у него есть возможность и приемлемый способ удовлетворения своих потребностей (в то числе эмоциональных и сенсорных). В тяжелых случаях психических расстройств может быть необходима медицинская помощь.

Медицинские случаи. Консультация врача исключит возможные заболевания:

  • протозойные инфекции, вызывающие ректальный зуд
  • парорексия или пикацизм — стремление к поеданию несъедобного, может быть вызвана дефицитом определенных веществ в организме
  • запоры и проблемы со стулом, которые могут приводить к желанию исследовать задний проход
  • геморрой, вызванный трудностями с опорожнением кишечника
  • ректальный пролапс — выпадение прямой кишки, связанное с пониженным мышечным тонусом тазового дна. Симптомы включают энкопрез (недержание кала), ощущение неполного опорожнения, что приводит к исследованию анального прохода и размазыванию фекалий.

Все эти состояния подлежат лечению.

Как выяснить, зачем ребенок это делает?

Чтоб прекратить любое поведение, нужно понять его функцию. Один из эффективных способов не строить догадки, а пролить свет на мотивацию ребенка — обнаружить причинно-следственную связь, так называемые ABC поведения.

A — Причина. Что происходит прямо перед тем, как проявляется нежелательное поведение? Например, мама выходит из комнаты, чтоб занятся другими делами, или ребенку предъявляются требования, которые он не хочет выполнять. Вариантов может быть множество.

B — Поведение. (В данном случае ребенок размазывает или ест кал)

C — Последствие. Что происходит сразу после того, как проявляется поведение, включая первую реакцию взрослых? Восклицают ли родители, бросаясь отмывать ребенка и стены, или требование убрать игрушки теряет свою актуальность.

Когда становится понятной причина и последствия, подкрепляющие поведение, есть шанс его изменить.

Практические рекомендации

Вознаграждайте желаемое, игнорируйте нежелательное. Малыш должен усвоить, что получает много внимания и позитивного эмоционального общения, когда ведет себя хорошо, и не получает никакого внимания, когда измазывается в фекалиях. Конечно, родителю, которому приходится отмывать стены и ковры, тяжело сохранять ледяное спокойствие и невозмутимость. Но это необходимая мера, чтоб прекратить нежелательное поведение. Обращайте внимание и вознаграждайте ребенка когда он ведет себя хорошо — сидит за столиком, кушает, делится игрушками, строит башню. Также можно награждать ребенка, когда он смог удержаться и не размазывал кал. Эта стратегия поможет снизить частоту неприятных инцидентов, но требует постоянства и времени.

Создавайте нежелательные последствия. Один из способов создать неприятные последствия для ребенка — привлечение его к уборке. Размазывание фекалий не должно помогать ребенку избежать выполнения каких-либо требований. Исключите любое приятные занятия сразу после инцидента — мультфильмы, любимую еду, игры.

Применяйте спец-одежду. На первых порах контролировать туалетные проблемы поможет специальная одежда, например, цельнокройные комбинезоны и пижамы с застежкой сзади, купальники или футболки-боди. Такую одежду можно надевать на ночь или днем, чтоб ограничить доступ к подгузнику. Так ребенок не сможет самостоятельно достать экскременты и родители будут больше контролировать процесс.

Удовлетворяйте интерес приемлемым способом. Удовлетворить интерес малыша и объяснить правила поведения можно с помощью книжек и социальных историй. Например, такую книжку можно посмотреть здесь.

Используйте сенсорные стимулы. Если ребенок размазывает фекалии из-за сенсорных особенностей, нужно обеспечить ему возможность удовлетворять свои потребности приемлемым способом. Тесто для лепки, пластилин, пальчиковые краски, песок, пена для бритья — все это можно размазывать, мять, лепить и даже обмазываться полностью. Создайте место, где кроха сможет играть в «грязные» игры. Если ребенка привлекает резкий запах экскрементов, в качестве замены можно использовать сыр, пахучий пластилин, духи, аромамасло, специи.

Конечно, статья дает только общее представление о том, что представляет из себя размазывание фекалий. Консультация детского психолога поможет детальнее разобраться в причинах и разработать программу избавления от нежелательного поведения.

 

Автор: Мария Лабырина

 

Назад