Детский клуб-сад
Виктории Мироновой


Новости клуба: вКонтакте и Facebook

  +38 (093) 168–70–52
Киев. Украина

Нормы развития детей

Все родители обязательно задают себе вопросы:

  • когда ребёнок начинает сидеть?
  • когда ребёнок начинает ползать?
  • когда ребёнок начинает ходить?
  • когда ребёнок начинает говорить?
  • как ребёнок должен развиваться?

Нормы развития ребёнка помогут ответить на этот вопросы.

Важно понимать, что развитие каждого человека индивидуально и может отклоняться от них. Но, всё-таки, на них можно опираться, чтобы сравнить развитие вашего ребёнка со среднестатистическим.

Первый год жизни

В первые месяцы жизни ребёнок развивается самыми стремительными темпами, поэтому изменения тут можно легко отслеживать ежемесячно:

1 месяц: реагирует на голос взрослого — прекращает плакать или меняет характер плача;

2 месяца: начинает проявлять интерес к окружающим вещам и к людям, рассматривает их, живо реагирует на общение со взрослым, особенно с мамой; может сфокусироваться на предмете и проследить за ним взглядом;

3 месяца: начинает контролировать движения своих рук с помощью зрения; ощупывает себя;

4 месяца: лёжа на животе, опирается на согнутые в локтях руки; начинает тянуться к доступным предметам и ощупывать их, разглядывая одновременно свои руки;

5 месяцев: лёжа на животе, может опираться на вытянутые, прямые руки; начинает хватать игрушки двумя руками или стучать по ним; начинает различать интонации в голосе мамы и соответственно реагирует на них (оживляется или беспокоится)

6 месяцев: рассматривая людей, начинает отличать знакомых от незнакомых; может сесть; может удержать по предмету в каждой руке; поворачивается на голос и начинает прислушиваться к музыке, к разговорам взрослых;

7 месяцев: начинает ползать на животе, переворачиваться на спину; учится перекладывать предмет из одной руки в другую; сидит, опираясь руками; узнаёт голоса близких людей;

8 месяцев: тянется ко взрослым со своими игрушками, пытается общаться жестами и лепетом; самостоятельно садится и сидит без упора руками; может встать на четвереньки, а рядом с опорой и на колени; одновременно играет двумя-тремя игрушками;

9 месяцев: богато проявляет эмоции при контакте с мамой; даёт понять про свои чувство голода или желание в туалет; может встать с помощью опоры и переступать ногами, поддерживаемый взрослым за руки; пытается брать мелкие предметы двумя пальцами; узнаёт своё имя и откликается на него; умеет хлопать в ладоши;

10 месяцев: фокусирует внимание на лице говорящего с ним взрослого; узнаёт отдельных людей и проявляет к ним разное отношение; так же разного отношения требует и к себе; бессвязный лепет превращается в повторяемые звукосочетания; может выполнять простейшие инструкции; может самостоятельно стоять и ходить, держась одной рукой за опору;

11 месяцев: может стоять и делать несколько шагов без опоры и поддержки; умеет приседать; выбрасывает игрушки из кровати или манежа; начинает запоминать названия некоторых предметов;

12 месяцев: самостоятельно встаёт на ноги и ходит без опоры; может вложить один предмет внутрь другого, открыть ящик стола или коробку; умеет пользоваться ложкой;

1-2 года

На втором году жизни ребёнок уже многое умеет сам.

Ходит без посторонней помощи, причём не только вперёд, но в сторону и назад; может наклониться и поднять предмет с пола; может постоять на одной ноге и попрыгать на месте; поднимается по лестнице самостоятельно, а спускается — с лёгкой поддержкой; с удовольствием крутит педали на трёхколёсном велосипеде.

Удерживает в одной руке два предмета; начинает рисовать карандашами (сначала, конечно, каракули и штрихи); умеет листать страницы книги, держать чашку и пить из неё, ставить от двух до шести кубиков друг на друга, снимать кольца с пирамидки. Может рассматривать картинки в течение двух минут; узнаёт и может по просьбе показать знакомых людей, животных, картинки или предметы. Начинает разделять предметы по простым категориям: «еда», «одежда».

Начинает понимать назначение большинства окружающих предметов. Может использовать какой-нибудь предмет как инструмент, чтобы достать игрушку; умеет выбирать идентичные предметы; знает свое имя и названия многих окружающих вещей; а так же части тела; узнает своё отражение в зеркале.

Проявляет первые социальные взаимодействия — учится ждать; обращается ко взрослым за помощью и требует их внимания; пытается помочь взрослым и гордится своими первыми успехами; отчётливо проявляет эмоции: возбуждение, восхищение, зависть и гнев; может играть в одиночестве и в компании сверстников, развивает волю.

2-3 года

В этом возрасте ребёнок начинает бегать, ходить на носках, может сидеть на корточках и балансировать на одной ноге. Разбирается в том, как открыть простую крышку (банки или коробки), влезть в ящик стола и достать из него предметы, разрезать ножницами бумагу, нанизать бусины на нить, собрать пирамиду (правда, без учёта размера колец). Начинает рисовать карандашами более осмысленные фигурки, чёрточки, может повторить по образцу крестик, любит красить красками с помощью пальцев, играть с глиной и с песком.

Всё больше с каждым днём ребёнок проявляет самостоятельность и фантазию, получает удовольствие от одобрения родителей, с удовольствием играет в простые игры со сверстниками.

Хорошо воспринимает простые, короткие рассказы; начинает понимать абстрактные и качественные и количественные понятия (большой и маленький, сухой и мокрый, светлый и тёмный, полный и пустой); начинает задавать вопросы «Что это такое?» и может ответить «нет» на откровенно абсурдный вопрос. В этом же периоде стремительно увеличивается словарный запас ребёнка, растёт сложность предложений, которые он может понять, воспринимаются объяснения «как» и «почему».

Ребёнок понимает сложноподчиненные предложения («Когда пойдём гулять, ты будешь...»), может ответить на простые вопросы («Что у тебя в кармане?»), выполняет двухшаговые инструкции типа: «Сначала умоем лицо, потом пойдём завтракать».

3-4 года

В этом возрасте у ребёнка резко возрастает уровень социализации — он с радостью делится своими игрушками, не забывая взять поиграть и чужими, любит общаться с детьми и взрослыми, активно участвует в групповых играх сверстников и стремится во всём помогать родителям.

Так же быстро развивается и речь. Ребёнок может словами определить цвет, форму, вкус. Начинает использовать сравнительные понятия («самый большой», «самый быстрый»), понимает настоящее и прошедшее время, может досчитать до пяти, знает цвета предметов, отделяет папу (мужчину) от мамы (женщины) по ролям в семье.

Длинные сказки и рассказы становятся всё доступнее и интереснее. Двусоставная просьба («Положи на стол зелёный шар и синий кубик») не вызывает трудностей.

Рисование тоже усложняется — ребёнок учится правильно держать карандаш, обводить сложные фигуры по контурам и воспроизводить более простые по образцу (включая шестиугольник).

Начинает самостоятельно и правильно спускаться по лестнице, чередуя ноги; может поймать катящийся мяч, бросить мяч через голову, попрыгать на одной ноге или постоять на одной ноге в течение десяти минут, активно качается на качелях.

Конструирует из 9 кубиков, в том числе по подражанию; может разобрать и собрать матрёшку из шести матрёшек или сложить паззл из двух-трёх частей путем проб, просунуть фигуры в соответствующие прорези так же путём проб.

4-5 лет

После четырёх лет у ребёнка начинают активно развиваться память и внимание, а так же аналитические способности. Может концентрироваться на заинтересовавшем его процессе в течение 15 — 20 минут; выполнить просьбу, состоящую из трёх последовательных действий; запомнить по просьбе взрослого до пяти слов. Может разобрать и собрать матрёшку из трёх или четырёх матрёшек, соотнося их размер друг с другом, правильно собрать пирамидку, учитывая размеры колец, собрать паззл из двух-трёх деталей путём зрительного анализа.

Начинает рисовать прямые линии, раскрашивать простые формы, копировать печатные буквы, может схематично нарисовать дом и человека; может сложить бумагу больше одного раза; начинает лепить из пластилина; самостоятельно шнурует ботинки; определяет предметы на ощупь (в мешке или коробке).

В лексиконе появляются обобщающие слова, названия зверей и профессий, составные части предметов, названия геометрических фигур, понятия «много» и «один». Ребёнок может пересказать знакомую сказку (с подсказками взрослых) и прочитать небольшое стихотворение наизусть, различает времена года и части суток, правую и левую руку (ногу).

Теперь не проблема — попрыгать на одной ноге, чередуя правую и левую, пройтись по бревну, подбросить мяч вверх и поймать его обеими руками.

5-6 лет

В этом возрасте ребёнок уже отлично бегает и прыгает, может бегать на носочках, умеет кататься на коньках, роликах, двухколёсном велосипеде. Попадает молотком по гвоздю, вырезает сложные фигуры ножницами, пишет цифры и буквы, рисует различные фигуры по образцу и заштриховывает их, обводит сложные контуры рисунков. Соотносит число с реальным количеством предметов, знает и понимает знаки арифметики, может разложить 10 разноразмерных предметов по возрастанию или убыванию их размеров. Ориентируется в днях недели и может описать времена года, знает последовательность частей суток.

В речи обильно присутствуют антонимы и синонимы, обозначения материалов (железный, каменный, бумажный). Ближе к шести годам ребёнок знает и пишет печатные буквы алфавита; знает, что такое звук, слог и слово, гласные и согласные, твёрдые и мягкие; может сосчитать слоги и звуки в слове, указать позицию звука в слове (начало или конец); читает с выразительностью стихи и самостоятельно пересказывает небольшие рассказы.

Если ребёнку показать 10 картинок с предметами (по две секунды), то он запомнит и назовёт 5-6 из них. Если ребёнку проговорить 10 простых слов подряд, то он повторит 4-5 из них. Так же он знает свои имя и фамилию, адрес дома, имена и профессии своих родителей.

6-7 лет

После шести лет ребёнок уже много чего знает и может сам. Он умеет разбивать разные предметы на группы, определяя их общие и различные черты. Может сам прочитать текст и пересказать его содержание, пишет простые слова. Ориентируется во времени по часам, знает цвета радуги и их порядок, знает названия месяцев, времён года и умеет пользоваться календарём. Пишет и знает числа от 0 до 20 и решает простые примеры с ними.

Из ряда произнесённых вслух восьми цифр может повторить последовательность пяти — шести из них. Из десяти произнесённых один раз простых слов может вспомнить не менее пяти. После трёх-четырёх произнесений запоминает девять или все десять, причём помнит хотя бы семь-восемь спустя час после теста.

Задача родителей в это время — предоставить ребёнку общую информацию про устройство окружающего его мира: про животных — диких и домашних, хищниках и травоядных; про перелётных и зимующих птиц; про фауну (трава, кусты, цветы, деревья, плоды); про погоду и явления природы; про географию (страны, города, реки, моря, горы); про космос и солнечную систему; про виды спорта и профессии взрослых.