Нужен ли логопед ребенку до трех лет?
Мой ребенок не говорит, но ему ещё нет 3 лет. Нужно ли обращаться к логопеду?
До недавнего времени считалось, что нет смысла вести к логопеду ребенка если ему нет трёх лет. Даже если ребенок совсем не говорит в 2 с половиной года, его обычно отправляют ожидать «своего часа». В это время родители обычно переживают за речь ребенка, тем самым бессознательно навязывают ребенку чувство тревоги.
Такой подход является грубой ошибкой, ведь как раз до 3 лет у ребенка закладывается фундамент для формирования речи.
Но не все дети одинаковые, и темп развития у всех разный. Важно обратить внимание не на темп формирования речи, а на качество предпосылок для развития речи.
На что, всё-таки, следует обратить внимание?
Коммуникация
Коммуникация формируется ещё в 3 месяца, когда у ребенка появляется комплекс оживления. Малыш начинает улыбаться когда видит маму, энергично двигать ручками и ножками при этом издает радостные звуки. Он начинает искать маму взглядом когда слышит ее голос. Он уже отличает ее голос от других звуков. В это время ребенка интересует мама, он ищет общения с ней и начинает гулеть. Эмоциональная реакция мамы подкрепляет новый навык гуления и ребенок готов повторять это снова и снова. Речь возникает на базе общения. Стоит обратить внимание — ищет ли ваш ребенок общения? Несет ли он игрушки, чтоб показать вам? Хочет ли он играть вместе с вами или проводит время в одиночестве? Не имеет значения это вербальное общение или нет. Помните — важен сам факт общения, а не его качество!
Понимание речи
Важно проанализировать, понимает ли Ваш ребенок речь. Если вы затрудняетесь дать ответ (возможно, он просто игнорирует или «занят» чем-то важным), то стоит понаблюдать за его поведением. Попробуйте предложить ребенку то, что он очень любит, не используя визуальных или жестовых подсказок. Например, предложите конфету, не показывая ее. Или предложите пойти на прогулку, перед тем как оденетесь сами и начнёте одевать ребенка. Очень часто ребенок, у которого проблемы с пониманием речи, хорошо приспосабливается и понимает ситуацию, но не речь.
Моторная реализация речи
Простыми словами — это сам процесс говорения. К концу второго года жизни активный словарь ребенка должен составлять 200-400 слов. В последнее время нормы развития немного изменились. Многие дети начинают говорить позже чем начинали говорить дети во времена их мам. Часто родители оправдывают задержку речи своего ребенка с тем, что их папа (дядя, дедушка) заговорил в 5 лет сразу предложениями и ожидают что их малыш пойдет по их следам. Но у каждого ребенка свой темп развития речи. Не стоит сравнивать своего ребенка с другими. Важно заметить наличие динамики. Появляются ли новые слова? Пользуется ли он словами для просьбы? Пробует ли он повторять слоги и слова?
Если ребенок говорит недостаточно четко, но есть все предпосылки для формирования речи, описанные выше, то нет смысла переживать и искать логопеда. Но если некоторые пункты из вышеперечисленных недостаточно сформированы — не стоит ждать трёх лет, так как раннее вмешательство даёт огромный результат.
Автор: Калениченко Кристина, логопед.