Детский клуб-сад
Виктории Мироновой


Новости клуба: вКонтакте и Facebook

  +38 (093) 168–70–52
Киев. Украина

Польза движения для ребенка

Через органы чувств малыш познает мир, возможности своего тела. Для полноценного развития ребенку нужно много двигаться. В активных играх он учится взаимодействовать и выстраивать отношения с другими, достигать цели, решать спорные моменты и конфликты, находить свое место в кругу сверстников.

Почему ребенку так важно много двигаться?

Движение — то, что доступно крошке с рождения. До семи лет наиболее важный источник развития малыша — физический опыт. Таким способом он овладевает ключевыми жизненными навыками, учится сознательно управлять своим телом (ползать, сидеть, ходить, и т.д.). Эти базовые умения дают возможность развивать более сложные — речь, эмоциональную и волевую сферу, интеллект.

Кроха не может научиться со слов или описания — ему необходимо все прожить, почувствовать на своем опыте. Поэтому малыши все вокруг исследуют: залазят, падают, цепляются и раскачиваются, катятся, съезжают. Они могут придумать десять способов катания на качеле или спуска с горки: лицом, спиной, боком, ногами вперед, головой вниз, и так далее. Чем больше разнообразного опыта движений получает ребенок, тем лучше развивается его нервная система — увеличивается число нейронных связей, совершенствуются структуры мозга.

От подвижности ребенка зависит развитие таких функций:

Интеллект

Двигаясь, ребенок узнает о том, как работает его организм, какими возможностями обладает. Получая разные ощущения (холодное, горячее, сухое и т.д.) он учится делать выводы и строить предположения, опираясь на чувственный опыт. Реакция окружающих — похвала, наказание, удивление — помогает крохе познакомится с правилами и нормами, принятыми в его семье и в обществе. Движение развивает мышление, умение ориентироваться по ситуации, принимать решения. Все это в совокупности помогает ребенку эффективно решать разные задачи, учиться на своих ошибках.

Речь

От того, получает ли малыш достаточно движения, зависит насколько он владеет своим телом, а соответственно и речевым аппаратом. Получая разные ощущения, мозг ребенка учится обрабатывать и структурировать поступающую информацию. От этого зависит правильность восприятия речи, умение сливать звуки в слова, строить предложения. В логопедии давно известна связь развития мелкой моторики с речью. Так как в мозге центры, отвечающие за эти функции, находятся рядом, развивая одно, можно помочь развитию другого.

Устойчивость нервной системы

Подвижность ребенка также влияет на устойчивость его эмоциональной сферы, развитие воли. Он познает себя, учится управлять своими поведенческими и эмоциональными реакциями. Чем больше возможностей насытиться движениями и ощущениями получает малыш, тем более собранным он будет на занятиях, тем выше его стрессоустойчивость (что немаловажно для обучения).

Самооценка и умение достигать своих целей

Уверенность в движениях и физическая ловкость влияют на самооценку ребенка, веру в свои силы. Преодолевая сложности в активных играх, малыш учится быть упорным, достигать цели. Недостаточно уверенный в себе ребенок может избегать игр и соревнований из-за страха не справиться. Малыш может расти менее инициативным, не склонным конкурировать.

Рефлексия

Когда ребенок чувствует свое тело, он чувствует себя, свои желания, потребности, и может о них просигнализировать. В раннем возрасте это влияет на умение проситься в туалет, чувствовать и в дальнейшем контролировать этот процесс. Старшие дети могут легче разобраться в своих чувствах, понимать свои предпочтения и выбрать занятия, которые им интересны.

Умение общаться и адаптироваться

В активных играх дети получают незаменимый опыт взаимодействия: учатся договариваться, общаться, играть вместе, устанавливать правила и следовать им. Когда ребенок знает свои возможности, он может сравнивать себя с другими, приспосабливаться, строить диалог.

Развитие личности

Все описанные способности и умения влияют на развитие личности ребенка, формирование его характера.

Слишком активный ребенок

Если ребенок очень активный, не может усидеть на месте, значит его индивидуальная потребность в движении больше, чем у других. В таком случае ребенку нужна возможность получать физическую нагрузку как в играх, так и в ежедневной деятельности. Будет полезно давать ему бытовые поручения, включающие физический труд — мыть пол, носить тяжелые сумки из магазина, развешивать белье. Также можно записать малыша на разные спортивные секции — футбол, айкидо, танцы. Дома, если позволяют условия, хорошо выделить ребенку спортивный уголок, где он смог бы получать необходимое движение. Там можно установить шведскую стенку, фитбол, гамак, небольшой батут.

Если позволить крохе много двигаться каждый день, со временем острая необходимость активности станет меньше. Нервная система получит достаточно нужных ощущений, и интересы ребенка постепенно сместятся в сторону «усидчивых» занятий.

Пассивный малыш

Некоторые дети наоборот, предпочитают занимать пассивную позицию в играх. Они часто спокойные, усидчивые, могут быть медлительными и быстро уставать. Движение важно для развития крохи, даже если он отдает предпочтение «сидячим» видам деятельности. Поэтому, для малыша необходимо создавать условия, при которых ему нужно будет проявлять активность.

Следуя интересам ребенка, можно записать его на кружки, где помимо прочего будут включены элементы физической активности — хор (пение обеспечивает физическую нагрузку), театральное искусство, художественное творчество, где надо рисовать стоя.

Кроме того следует внести изменения в режим дня ребенка: чаще гулять, ходить в магазин пешком, подниматься по ступенькам вместо лифта. Стоит также обратить внимание на то, насколько удобна одежда ребенка, не сковывает ли она его движений. Можно давать ему поручения по дому, например, поливать цветы, вытирать пыль, выносить мусор. Все изменения нужно вводить постепенно, избегая переутомлений. С растущей физической активностью малыша улучшится его мышечный тонус, выносливость, возрастет уверенность в себе, умение достигать целей.

Движение — это залог активной и здоровой личности!

 

Автор: Мария Лабырина

 

Назад