Особенности детских игр
Всем известно, что ведущей деятельностью ребенка является игра. Именно игры занимают большую часть его времени. И очень часто бывает, что мамы точно знают, чему учить ребенка, и совсем не умеют с ним играть. Либо игра слишком сложна для этого возраста, либо, наоборот, чересчур примитивна. С взрослением ребенка меняется и его игра. Зная, какие игры характерны для данного возраста малыша, мама с успехом может включаться в них, внося разнообразие и элементы взаимодействия, сближаясь с ребенком и делая эту игру действительно развивающей. Рассмотрим особенности детских игр, характерные в каждом возрасте.
В возрасте до двух лет у детей преобладают предметно-манипулятивные игры. Дети стучат, гремят игрушками, бросают их, что-то куда-то вкладывают, вставляют и вынимают и т.д., пытаясь подражать взрослым.
В этом возрасте (начиная с полутора лет) мама уже может организовывать ребенку простые игровые действия (например, кормить и поить куклу, медвежонка, укладывать спать, катать в коляске, искать у куклы ручки, ножки глазки и прочее, а затем все это находить у малыша и т.д.).
Где-то с двух лет у детей развивается символическая игра. Ребенок наделяет игровым смыслом предметы, которые использует. Мама может помогать, обучая ребенка использовать в игре вместо одной вещи другую (например, кормить куклу кубиком как будто это «хлеб», использовать тапочек вместо машинки и катать там зверят и т.п.). Вносить разнообразие в эти игры помогает использование текстов первых детских книжек, когда вместе с малышом инсценируется в действии то, что рассказано (хорошо подходят для этого стихи А. Барто).
После 2,5 лет появляется первая сюжетная игра. Дети объединяют несколько различных действий, направленных на куклу или другой игрушечный персонаж, в небольшой сюжет. Ребенок выполняет действия, которые показывает ему взрослый (например, как доктор слушает куклу, ставит ей градусник), но еще не понимает своей игровой роли — «доктора». Для перехода к сложной ролевой игре ребенку нужно будет уметь принимать на себя определенную роль (доктора, мамы, воспитательницы и т.д.) Для этого можно поиграть с ребенком его игрушками, воспроизводя ряд самых простых действий, характерных, например, для продавца, а потом назвать роль: «Я-продавец». Задача взрослого на данном этапе — обогащать и расширять диапазон ролей, которые принимает на себя ребенок. Для этого ребенку можно читать книжки, в которых в доступной форме раскрывается суть профессий взрослых, их отношения с другими людьми. А можно это делать, играя с ребенком, инсценируя рассказ в действиях.
Где-то с 4-х лет дети начинают потихоньку осваивать игры с правилами: учатся принимать их, справляться со своими желаниями. В этом возрасте ребенку хорошо бы иметь товарищей по игре, чтобы учиться строить отношения с ними. Это могут быть как подвижные, так и настольные игры. Можно поиграть в прятки, догонялки, игры с мячом; в лото или домино с картинками. А также полезно с детьми вместе лепить, конструировать, рисовать.
После 5-ти лет на первый план выходит режиссерская игра, появляется игра-фантазирование. Ребенок, выступая как сценарист и режиссер этого мира, разыгрывает целые военные баталии, передвигая фигурки, имитируя звуки орудий, комментируя происходящее. Также дети любят играть и в игры-переодевания. Девочки, например, «превращаясь» в принцесс, примеряют мамины бусы, туфли, прилаживают шлейф из покрывала. Для разнообразия сюжетов игровой деятельности можно поиграть с ребенком в «придумку», где взрослый и ребенок поочередно создают какой-либо новый сказочный сюжет.
Когда ребенок вступает в младший школьный возраст (7 — 12 лет), преобладающей становится учебная деятельность, а игра уходит на второй план и выступает в качестве средства общения со сверстниками. В этом возрасте популярны подвижные и спортивные игры.
В подростковом возрасте (12 — 15 лет) на первый план выходит так называемое избирательное интимно-доверительное общение, т.е. дружба и отношения со сверстниками. От уверенности в себе, понимания себя и других, умения справляться с трудностями зависит то, как подросток будет выстраивать отношения. Предпочтительными играми здесь становятся компьютерные и прочие виртуальные.
Сейчас мы можем наблюдать тенденцию раннего приучения детей к компьютерным играм, учитывая доступность многофункциональных мобильных телефонов, смартфонов, планшетов и других гаджетов. Однако они совершенно не компенсируют той пользы, которую приносят классические игры с игрушками.
Игра помогает ребенку:
- познавать окружающий мир. Малыши совершают тысячи манипуляций с предметами, открывая для себя мир форм, пространственных отношений, причинно-следственных связей и др.;
- развивать координацию движений и мелкую моторику, что очень важно в дальнейшем для освоения письма. Дети раздевают и одевают свои игрушки, строят дома из кубиков, складывают конструктор или просто кормят своего плюшевого мишку (ведь надо суметь попасть ему в рот);
- развивать речь. У малышей машинки, куклы, зайчики, динозаврики, то есть почти все игрушки разговаривают, при этом используются слова, которые они практически не употребляют в общении с родителями и другими взрослыми;
- развивать воображение. Ребенок в разное время может использовать палку в качестве ружья, удочки, меча, коня. А сюжет игры может так разворачиваться, что по нему кино можно снимать;
- развивать чувство самоуважения и веру в себя. Поскольку дети часто играют в то, что у них получается (а если не очень получается, то просто меняются правила игры), игра не вызывает у них чувство неловкости, неумения (конечно, если за их игрой не наблюдает взрослый). Ребенок в игре ставит перед собой такие задачи, решение которых доставляет ему удовольствие, позволяет быть лучшим в своих глазах;
- познавать мир социальных ролей и профессий. Ребенок, представляя себя мамой, папой, милиционером, воспитателем, продавцом, «примеряет» на себя эти роли;
- развивать умение управлять своими эмоциями и поведением. Дети стараются разрешить спор преимущественно словами, а также используют другие социально приемлемые способы решения возникающих ситуаций;
- приобретать первые навыки взаимодействия с окружающими. Играя с другими детьми, ребенок учится где-то уступать, а где-то, наоборот, отстаивать свои интересы, достойно проигрывать и выигрывать, делиться, уважать и учитывать желания других.
Таким образом, полученный в детстве игровой опыт общения каждый перенесет потом во взрослую жизнь.
Поэтому задача взрослых, во-первых, не мешать ребенку играть, когда он играет, и, во-вторых, научить его играть, когда у него не получается.