Работа детского психолога с ребёнком
Цель первичной диагностики — индивидуальная коррекционная программа, которая учитывает особенности конкретно вашего ребёнка, и рекомендации для родителей с учётом обстановки конкретно в вашей семье.
Последующая работа детского психолога направлена на социализацию вашего ребёнка, обучение нормам поведения, освоение навыков самообслуживания и налаживания коммуникации, а так же на развитие самостоятельности.
Знакомство с детским психологом
При первой консультации детский психолог знакомится с ребёнком и родителями, подробно обсуждает с ними все особенности поведения, протекание беременности и родов, историю развития ребёнка в первый год жизни. По возможности родители предоставляют психологу детскую медицинскую карту и рассказывают о препаратах, назначенных ребёнку, если таковые имеются.
Перед встречей желательно предупредить вашего малыша о знакомстве с новым человеком. Во время общения взрослых он может заниматься привычными делами, так как в течение беседы с мамой психолог наблюдает за его действиями. Если ребёнок сразу идёт на контакт с детским психологом, то производится первичная диагностика. Возможно, что уже после первой встречи психолог сможет ответить на ваши вопросы, дать основные рекомендации и советы. По результатам беседы формулируется основной запрос психологу от родителей.
Последующие встречи
На основе наблюдений специалиста, детских рисунков и данных психодиагностики составляется психологическое заключение. Затем — индивидуальная коррекционная программа, которая подходит именно вашему ребёнку. Эта программа реализуется во время последующих встреч, которые проводятся уже индивидуально с ребёнком, без присутствия родителей. Продолжительность и частота занятий зависит от сложности запроса.
В конце каждой встречи детский психолог обсуждает результаты с мамой, даёт ей рекомендации и задания. Это необходимо для того, чтобы было единство требований к ребёнку, и процесс коррекции происходил не только в присутствии детского психолога, но и после его ухода.
Методы детской психологии
Сказкотерапия
Сказкотерапия — то метод, позволяющий работать с ребёнком при помощи сказок.
С одной стороны, сказкотерапия — это метод диагностики. Сочиняя сказки, ребёнок озвучивает свои переживания, даже неосознанные.
С другой стороны, это метод коррекции. Сказки, специально подобранные психологом, мягко влияют на поведение и мировоззрение ребёнка.
Сказка помогает решить очень многие психологические проблемы. Однако на это требуется определённое время, иногда длительное. Для каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей подбираются свои сказки. Ведь главные герои этих сказок должны напомнить ребёнку его самого, а сказочные проблемные ситуации должны быть похожи на реальные проблемы ребёнка. В ходе развития сюжета главный герой переживает те же эмоции, что и ребёнок, а затем побеждает все трудности (соответственно, вместе с малышом). В результате ребёнок преодолевает свои страхи, находит выход из сложных ситуаций и учится принимать самостоятельные решения.
Большой плюс этого метода заключается также в том, что любую жизненную ситуацию и обстоятельства можно описать языком сказки, что сделает их понятнее и доступнее для ребёнка. Так же сказкотерапия развивает в ребёнке воображение, творческие способности и умение импровизировать.
Игротерапия
Ведущая деятельность в детском возрасте — это игра.
Поэтому игротерапия — это один из самых эффективных методов психологической коррекции, который использует терапевтическое воздействие игры и помогает ребёнку преодолеть психологические и социальные проблемы.
Организовав специальную коррекционную игру, психолог может выявить основные трудности, страхи и проблемные ситуации у ребёнка, и мягко скорректировать их.
Во время игротерапии ребёнок может безопасно прожить травмирующие ситуации, как бы со стороны взглянуть на обстоятельства, самостоятельно найти выход или решение проблемы. Моделируя систему социальных отношений, ребёнок начинает исследовать и ориентироваться в них, преодолевая многие трудности в общении и налаживании контактов. Играть можно как с различными игрушками, так и примеряя роль на себя. Ребёнок задаёт игру, а психолог наблюдает, поощряет и направляет процесс.
Ритмотерапия
Ритмотерапия — это игра на перкуссионных и этнических музыкальных инструментах. Она является подвидом арт-терапии. Во время ритмотерапии дети играют на барабанах.
Барабанные ритмы восстанавливают нормальный биологический ритм, помогают справиться со стрессом, обеспечивают полноценный отдых и прилив сил, повышают работоспособность, способствуют решению накопившихся проблем и избавляют от тревожных мыслей. Спектральный состав барабанных ритмов схож с альфа-ритмом мозга, который вырабатывается, когда человек находится в спокойном, расслабленном состоянии.
Детям с особенностями психосоматического состояния организма тем более полезна ритмотерапия, ведь она выравнивает и нормализует внутренние ритмы организма.
Истоки светозвукового воздействия на человека уходят в глубокую древность. Ещё Пифагор проводил лечение больных фотостимуляцией, создаваемой вращением с различной скоростью колеса со спицами, расположенного между огнём и пациентом. Аналогично влияют шаманы, ритмично ударяя в бубен и двигаясь возле костра. Барабанный бой, скандирования, звуки окружающей среды, такие как ветер, дождь, шум водопада или прибоя вызывают эмоциональные образы и ассоциации. Люди инстинктивно тянутся к светозвуковой стимуляции — сосредоточиваются на пламени костра, свечи или камина, звуках потрескивающего костра, текущей реки или шума морского прибоя.
Занятия по ритмотерапии проходят в группе. Это даёт ребёнку возможность общаться не только вербально, но и эмоционально, ментально, позволяет чувствовать мысли и настроения других детей.
Ощутив способность играть, ребёнок верит в свои возможности, чувствует себя качественно по-новому, индивидуальной и значимой частью коллектива.
Так же, благодаря натуральным материалам, из которых изготовлены инструменты, у ребёнка развивается моторика и тактильная чувствительность.
Арт-терапия
Арт-терапия — это метод психологической помощи посредством художественного творчества. Для детей это наиболее подходящий вид коррекции, потому что он мягкий и эффективный.
Арт-терапия помогает ребёнку выплеснуть негативные эмоции, снять напряжение, повысить самооценку и развить ценные социальные навыки. Также ребёнок может в символической форме реконструировать конфликтную, травмирующую ситуацию и найти её разрешение.
Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, потому что она в основном использует средства невербального общения. С её помощью можно заметить изменения в эмоциональном состоянии детей, увидеть их глубинные и неосознаваемые переживания себя и своего места в семье.
К арт-терапии относятся очень много видов творчества, но чаще всего используются:
- рисование (карандашами, красками, мелками, пальцами)
- лепка (из пластилина, глины, пластики, теста)
- коллажи и аппликации
- маскотерапия
- музыкотерапия
- ритмотерапия
Особенность арт-терапии в том, что её средства легко обходят защитные механизмы и барьеры ребёнка, помогая быстро и верно докопаться до сущности проблемы, и так же мягко помочь с ней справиться.
Родителям важно помнить
Для того, чтобы программа коррекции дала результаты, и ваш малыш справился со своими проблемами, в ней должна участвовать вся семья! Именно ближайшее окружение ребёнка должно закреплять любые, даже малейшие, его успехи.
Повторная диагностика спустя некоторое время помогает определить прогресс и внести поправки в план работы детского психолога.
Длительность программы коррекции для каждого ребёнка индивидуальна. Работа детского психолога продолжается до того момента, пока запрос от родителей не будет удовлетворён, или прогресс коррекции не приблизится к максимально возможным результатам.
В целом, любой ребёнок в первую очередь нуждается в любви, понимании, тепле и ласке.