Почему дети врут
В период 3 – 5 лет дети активно познают окружающий мир. Они учатся проводить границу между реальностью и фантазией, поэтому рассказывание «басней» не редкость среди дошкольников.
Возрастные этапы
3 – 4 года
Иногда трехлетки могут искажать реальную историю, делая её похожей на желаемую. В основном дети этого возраста плохие вруны, потому что они еще не умеют распознавать, что взрослые думают об их историях. Они часто врут в неподходящее время, слишком преувеличивают и не умеют «замести следы», чтоб скрыть обман.
4 – 6 лет
Примерно к 4 годам дети начинают понимать разницу между правдой и ложью. Они знаю, что врать нехорошо, и в основном говорят правду. В то же время, малыши уже способны понять, какое влияние оказывает неправдивая информация. В этом возрасте они умеют делать вид, что всё в порядке, даже если знают о своем проступке. Разбив вазу, ребенок скорее всего скажет «это не я!».
6 – 8 лет
Старшие дошкольники уже могут понять такие сложные моменты, как, например, «Рома хочет, чтоб его мама думала, что он расстроился, когда узнал, что бабушка не приедет». На этом возрастном этапе, дети умеют скрывать свои мотивы и отношение к чему-либо. Они уже больше понимают, что значит врать и могут оценить, верят им или нет. Ложь может служить способом скрыть свои настоящие чувства, показаться лучше.
Почему дети врут
- Забывчивость и невнимательность. Иногда ребенок может действительно забыть о чём-то, или, заигравшись, не обратить внимания. Случайно забрать из садика чужую машинку, или не заметить, как наступил на игрушечный телефон и разбил его.
- Выдать желаемое за действительное. Иногда отвечая на вопрос «кто разбил тарелку?», ребенок не столько врет, сколько хочет, чтоб этого не произошло. Сожалея о чем-то и избегая чувства вины, малыш может убедить сам себя, что этого не было и он здесь ни при чем.
- Желание соответствовать ожиданиям. Ребенок может придумать историю, или приписать себе какие-то характеристики, чтоб соответствовать ожиданиям взрослых. Например, малыш рассказывает как он прекрасно проводил время в на площадке, зная, что папу это обрадует. Хотя на самом деле он ходил с мамой в магазин, и это было скучно. Из-за стремления соответствовать ожиданиям, дети врут, скрывая переживания и неуверенность: «папа всегда говорит, что я смелый. Как я могу признаться, что боюсь?»
- Страх наказания. Кто же хочет быть наказанным? Ложь — логичный выход для ребенка, который боится последствий своего поступка.
- Ошибка или привычка. Иногда ребенок может солгать не подумав или по привычке. Выпалив «это не я!», малыш понимает, что можно было не врать в этой ситуации. И чтоб как-то выйти из положения, он придумывает еще большую ложь, вроде как без видимой причины.
- Стремление чувствовать себя хорошо, понравиться. Придумывая или приукрашивая действительность, кроха стремится получить одобрение, восхищение, произвести хорошее впечатление, почувствовать себя важным. К тому же, он может чувствовать себя неуверенно и врать, чтоб быть не хуже других.
- Избегание чего-то нежелательного. «Ты уже сделал домашнее задание?» — «Да, еще вчера». Ложь может быть способом избежать неприятных или скучных занятий.
- Активное воображение. У дошкольников часто бурное воображение. Ребенок может не совсем чётко проводить границу между реальностью и фантазией и действительно верить в свои придумки.
- Привлечение внимания. Целью вранья может быть и получение реакции, привлечение внимания. Возможно, для малыша это один из способов добиться эмоционального общения.
- Непонимание, когда вранье социально оправдано, а когда нет. В жизни есть много ситуаций, когда ложь оправдана. Ребёнку сложно понять, почему в одном случае можно врать, а в другом это плохо.
- Чувство контроля. В стрессовых ситуациях малыш может врать, чтоб вернуть себе чувство контроля, справиться с переполняющими его переживаниями и эмоциями.
- Родительский пример. Если малыш видит, как мама притворяется больной, чтоб не пойти на работу, или замечает другие моменты, когда «ложь во благо», ему сложно понять, почему он не может поступать так же.
Как реагировать на ложь
Когда ребёнок врёт, в первую очередь нужно помнить — это не так страшно. Не нужно выходить из себя или пытаться расследовать историю, вынуждая малыша сказать правду. Это не поможет ребенку научиться брать ответственность за свои поступки. Наоборот, это ещё больше снизит вероятность услышать от него правду в следующий раз.
Помочь ребенку понять моральные ценности и развить чувство ответственности — долговременная цель. Вранье — нормальный этап развития, но это не значит, что нужно его игнорировать. Вот некоторые стратегии, которые помогут справиться с ложью:
- Моделируйте поведение, которого ожидаете от ребенка. Обратите внимание на ситуации, в которых вы говорите неправду. Если вы ожидаете от ребёнка надежности и честности, вам нужно показать ему это собственным примером.
- Говорите с малышом спокойно. Ребёнок должен чувствовать, что даже в ситуации, когда он провинился или сделал что-то не так, он может обсудить это. Иногда ребёнок врёт, чтоб избежать не столько наказания, сколько гнева родителей.
- Учитывайте, зачем ребёнок врёт. Прежде, чем наказывать малыша или злиться, постарайтесь понять причину детской лжи. Может он боится последствий, хочет чего-то избежать? А может он хочет понравиться и боится разочаровать вас? Полезно также представить, что ребёнок чувствует, что вынудило его соврать. Понимание мотивов поможет правильно реагировать на ложь и выстроить доверительные отношения. В разговоре акцентируйте внимание на фактах и почему малышу не стоило врать об этом.
- Уделите время объяснениям. Поймав ребёнка на вранье, не спешите обвинять его. Вместо этого скажите, что понимаете его: «иногда нам хочется, чтоб что-то было правдой, тогда интересно воображать и притворяться, будто так и есть». Постарайтесь не нарушить доверия малыша и не запрещать ему фантазировать, при этом помогите провести черту между игрой и реальностью.
- Если вы точно знаете, что ребёнок лжёт, не стоит заставлять его говорить правду и задавать множество наводящих и обличающих вопросов. Достаточно просто уверенно сказать, что ребенок не прав и спросить, не хочет ли он исправить свою историю. Не настаивайте и не давите. Оперируйте фактами и объясните малышу последствия его действий. Излишнее давление или злость снизит вероятность того, что малыш в следующий раз захочет говорить правду.
- Будьте объективны. Обсудив с ребёнком ситуацию, дайте понять, что вы на его стороне. После этого малыша могут ожидать объективные последствия его поступков. Например, если он разлил молоко, должен помочь убрать. Но при этом обязательно поощрите его за то, что он смог сказать правду и взять на себя ответственность.
- Не цепляйте ярлыки. Называя ребёнка лгуном, вы вынуждаете его и дальше поступать подобным образом. Со временем это будет все сложнее искоренить. Некоторые дети очень хорошо умеют быть плохими, если понимают, что у них нет шансов заработать одобрение хорошим поведением.
- Поощряйте нужное поведение. Хвалите ребёнка, когда он говорит правду, признается в проступках и ошибках. Он должен знать, что ошибаться — нормально, и не должен бояться признаться в промахах. Если, соврав, малыш может изменить свою историю — дайте ему знать, что он молодец, и вы рады этому.
- Помните, малышу может быть сложно постичь моральные принципы. На это требуется время. После всего, обсудите в доверительной беседе, как ребёнку лучше поступить в следующий раз, когда возникнет подобная ситуация, и он захочет соврать.
Всё это требует терпения и времени. Лучший способ разобраться в причинах детского вранья — понять мотивы такого поведения. Будьте теми, кому ребёнок сможет довериться даже в сложных ситуациях, без страха разгневать вас или вызвать осуждение.
Автор: Мария Лабырина