Детский клуб-сад
Виктории Мироновой


Новости клуба: вКонтакте и Facebook

  +38 (093) 168–70–52
Киев. Украина

Развитие речи ребёнка

В возрасте одного года ребёнок понимает, что с помощью звуков можно обозначать предметы и что-то сообщать другим людям. Освоение речи — очень важный этап развития, который перестраивает всю психику малыша и позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Поэтому своевременное развитие речи так важно.

Но что же делать, если ваш любимый малыш в отличие от соседской девочки-ровесницы предпочитает не говорить, а только жестами показывать то, что ему нужно? Или его словарь составляет всего несколько слов? А может быть, он и говорит без умолку, только его речь абсолютно непонятна окружающим?

Дорогие родители, вы должны помнить, что любое нарушение речи в той или иной степени отразится на развитии ребёнка. Большая ошибка — бесконтрольно пустить все на самотёк. Однако и в панику впадать тоже не стоит. Для начала необходимо правильно оценить состояние вашего ребёнка.

Существуют некоторые условные нормы речевого развития:

  • 0-3 месяца — самым первым проявлением речи ребёнка является крик;
  • 2-3 месяца — на смену крику приходит гуление (гласные звуки, близкие к «а», «ы», «у», возможно в сочетании с согласным «г»). В это время малыш учится управлять интонацией, развивает своё понимание речи;
  • 7-9 месяцев — появляется лепет. Ребёнок произносит серии одинаковых слогов «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма»;
  • 9-11 месяцев — малыш подражает звукам речи взрослых (например, изображает храп);
  • 11-13 месяцев — появляется несколько двусложных слов из одинаковых слогов («мама», «папа», «дядя»), употребляемых осознанно. К двум годам словарь составляет около 300 слов различных частей речи;
  • 2-3 года — в 2 года начинается фразовая речь, появляются первые предложения. Очень быстро увеличивается длина предложений и грамотность их построения. К 3,5 годам словарь ребёнка насчитывает больше 1000 слов.

При этом каждый ребёнок индивидуален. Кто-то уже в год с небольшим тараторит без умолку. Другой предпочитает молчать до трёх лет. Это зависит от индивидуальных темпов развития. Психологи выделяют два самых распространённых типа нормально развивающихся детей.

«Говоруны» отличаются повышенной активностью и интересом к окружающему миру. Они очень любят что-то рассказывать, задавать вопросы. Такие дети легко осваиваются в новой обстановке (особенно, если можно все потрогать), знакомятся с новыми людьми, ведут себя как лидеры. Иногда «говоруны» начинают говорить намного раньше, чем другие дети. Самое главное для них — это слышать правильную речь, все остальное они «сделают» сами.

«Молчуны» склонны к созерцательности. Для них важна спокойная надёжная обстановка, в которой они могут неторопливо «созревать». Любая перемена требует от них времени для адаптации. «Молчунам» очень важно, чтобы их понимали. Они могут заговорить поздно, но практически сразу чисто. Постарайтесь внимательнее реагировать на все вопросы малыша, поддерживайте с ним контакт, чтобы при необходимости вовремя помочь. В противном случае «молчун» может замкнуться в себе.

Однако если ваш «молчун» не заговорил к трём годам, или вы заподозрили неладное в речевом развитии малыша, непременно обращайтесь к специалисту!