Детский клуб-сад
Виктории Мироновой


Новости клуба: вКонтакте и Facebook

  +38 (093) 168–70–52
Киев. Украина

Ребёнку 3 года

Три года — время, когда ребенок переходит некий психологический рубеж, становится более независимым и самостоятельным. Развитие зависит от того, насколько активно он включен в деятельность и общение, и имеет свои особенности, на которые стоит обратить внимание.

Основная деятельность

В три года дети активно познают мир и самих себя. Они уже научились ходить, получили возможность добраться до интересующих их вещей. Главную роль в этот период занимает предметная деятельность — малыш стучит молоточками, катает машинку, бросает мячи, открывает и закрывает дверцы, и так далее. Он самостоятельно исследует окружающие предметы, их свойства, пробует, учится, развивая таким образом мышление. В процессе этой деятельности его движения совершенствуются, становятся более четкими. Но без помощи он не может научиться правильно пользоваться вещами. Подражая взрослым, дети узнают о назначении, функциях предметов — ложкой едим, фломастером рисуем, зубной щеткой чистим зубы.

Чему уделять внимание?

Главная задача — обогащать репертуар действий ребенка, в то же время предоставляя определенную свободу в экспериментировании. Так формируются представления о назначении предметов, развиваются практические навыки.

Познавательное развитие

В этом возрасте ребенок умеет:

  • различать цвета и формы
  • имеет представление о величине
  • ориентироваться в понятиях «много» и «мало»
  • складывать пирамидку
  • складывать разрезную картинку из двух-трех частей
  • считать в пределах трех, соотносить с количеством
  • строить башню и мостик из кубиков
  • показать самую длинную линию из двух

Малыш уже владеет произвольным вниманием, может заниматься, выполняя задания в пределах 20-30 минут.

К трем годам дети постепенно овладевают продуктивными видами деятельности — лепкой, рисованием, конструированием. В творчестве используют фломастеры, мелки, карандаши, краски, рисуют по примеру линии, круги, раскрашивают, выходя за контур. Из пластилина лепят колбаски, шарики, совместно со взрослым создают аппликации из разных материалов.

Чему уделять внимание?

До трех лет детям важно научиться произвольно удерживать внимание на каком-то задании, доделывать начатое до конца, видеть свои ошибки.

Путем удачных и неудачных проб ребенок получает опыт решения разных задач, готовится к более сложным действиям. Умение видеть и исправлять ошибки важно для дальнейшего обучения, и в целом для развития личности. Лучше минимизировать комментарии по поводу неуспешности или неправильности попыток ребенка, так как в этот период для детей важна оценка взрослыми их деятельности. Почувствовав себя неуспешным несколько раз, малютка может впредь отказаться от предлагаемого занятия. Мягко направляя, ненавязчиво подсказывая ребенку правильный алгоритм действий можно научить гораздо большему, сохраняя при этом веру малыша в себя.

Игры и общение

Общение ребенка двух-трех лет со сверстниками в основном происходит через предмет. Дети осваивают простые социальные взаимодействия, делятся и отбирают друг у друга игрушки, играют в догонялки, применяют разные виды поведения для достижения целей.

Если раньше для малышей был важен сам процесс игры, к трем годам они способны не только играть с реальными предметами, но и приписывать им воображаемые функции, замещать один предмет другим, фантазировать. В становлении такой игры они также нуждается в помощи и поддержке взрослых, способных расширить репертуар их представлений.

В таком возрасте дети достаточно легко расстаются с мамой, посещают детский сад.

Чему уделять внимание?

В кругу сверстников стоит уделить внимание развитию навыков взаимодействия и сотрудничества: умению выражать просьбы, играть по очереди, делиться, правильно отстаивать свое мнение.

Для продуктивного обучения в дальнейшем, уже в малом возрасте ребенку необходимо овладеть умениями следовать правилам, выполнять короткие инструкции и поручения, режимные моменты (убирать за собой игрушки, мыть руки, и т.д.).

Развитие речи

В возрасте 2-3 лет ребенок умеет:

  • составлять простые фразы и предложения
  • называть части тела, предметы, действия и качества
  • использовать множественное число
  • овладевает использованием глаголов и предлогов
  • повторяет за взрослым слова и фразы

Ближе к трем годам у ребенка складывается представление о себе, он начинает использовать местоимения «я», «мой», может рассказывать короткие истории, учить небольшие стихи, потешки. Вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, он учится сотрудничать и достигать своих целей через общение.

Чему уделять внимание?

На развитие речи положительно влияют расширение репертуара действий с предметами, упражнения для крупной и мелкой моторики (попевки, пальчиковые игры). Использование взрослыми простых предложений, четкое произношение поможет ребенку легче осваивать речь, пополнять свой словарный запас. Иногда стоит не откликаться на малейший жест или слово, поощряя усложнять фразы и просьбы, а также на своем примере обучать правильному использованию слов.

Физическое развитие и самостоятельность

Ребенок активно познает свое тело: бегает, прыгает, кидает мяч, стоит на одной ноге, учится ездить на трехколесном велосипеде. Он может выполнять короткую последовательность движений в танце, следовать инструкции и указаниям взрослого. Через движение кроха учится взаимодействовать с окружающим миром, приобретает первичные знания о себе, своих возможностях. Это создает предпосылки для развития личности, самосознания.

Основные действия ребенок трех лет совершает самостоятельно: ест, пьет из чашки, одевается под присмотром и с небольшой помощью, застегивает молнии и липучки, просится в туалет, моет и вытирает руки, использует салфетку, помогает с простыми поручениями по дому.

Чему уделять внимание?

Овладение навыками самообслуживания — основная задача ребенка. Нужно помочь ему стать как можно более самостоятельным в вопросах быта и гигиены.

Прогулки на свежем воздухе необходимы каждый день. У малыша должна быть возможность много двигаться — это помогает учиться управлять своим телом, лучше себя контролировать.

Как заинтересовать ребенка занятиями?

В два-три года уже стоит приучать ребенка к занятиям, работой за столиком. Этот навык развивает произвольное внимание и умение следовать правилам, что пригодится для садика и школы. Вот несколько опорных моментов, которые помогут заинтересовать малыша:

  • строить занятия вокруг интересов ребенка, с его любимыми игрушками (лепить и раскрашивать машины, листать о них книжки, сортировать по цвету и размеру)
  • встраивать задания в игру (покормить мишку, отсортировав по цвету посудку, сделать бусы для куклы и т д)
  • чередовать сложные и простые, любимые задания
  • общаться и давать инструкции просто, используя понятные ребенку слова
  • эмоционально включаться в игру, быть искренне заинтересованными, комментировать происходящее, хвалить за старания

Надо помнить, что каждый ребенок уникален, имеет свои интересы, особенности, и это обязательно нужно учитывать.

 

Автор: Мария Лабырина

 

Назад