Детский клуб-сад
Виктории Мироновой


Новости клуба: вКонтакте и Facebook

  +38 (093) 168–70–52
Киев. Украина

Ревность между детьми при рождении второго ребёнка

Исследования утверждают, что порядок рождения детей в семье влияет на характер ребенка и его поведение. Первенцы склонны к лидерству, конкуренции, они чаще всего ответственны, результативны, направлены на достижения. Средние дети более гибкие и чуткие. У них лучше развиты социальные навыки, умение договариваться, находить компромисс. Младшие в семье чаще всего беспечны, склонны полагаться на других, более независимы, но менее ответственны и конкурентны.

Рождение второго ребенка меняет структуру и семейную иерархию: роль самого маленького теперь занимает новорожденный. Определенная степень ревности и соперничества между детьми естественна, ведь старшему малышу не так легко принять происходящие изменения. Внимание и любовь родителей, которая раньше принадлежала ему одному, теперь делится на двоих. Старшие чувствуют себя обманутыми и злятся сначала на родителей, потом на младшего брата или сестру, занявших их место в семье. При появлении новорожденного, старший становится капризным, плохо себя ведет. В особых случаях могут начаться проблемы со сном и стулом, потеря приобретенных навыков: речь может стать более «детской», ребенок будет требовать помощи в бытовых ситуациях, с которым раньше справлялся самостоятельно и т д. Так случается, если ребенок оказывается не готов к изменениям в семье, чувствует себя брошенным и обделенным родительской заботой. Если присутствуют такие проявления, следует обратиться к психологу, чтоб избежать усугубления ситуации.

Почему возникает ревность между детьми?

Ревность между старшими и младшими детьми в семье возникает по ряду причин:

  • Неподготовленность старшего к предстоящим изменениям.
  • Необходимость делить внимание родителей. Старшие дети могут чувствовать себя брошенными из-за того, что все внимание, раньше принадлежавшее им, теперь отдается младшему.
  • Необходимость делить вещи. Ревность также может возникать из-за необходимости делить игрушки с младшим, или донашивать одежду за старшим ребенком.
  • Неравное распределение ответственности и обязанностей. Ребенок может чувствовать, что ему достается меньше внимания и больше ответственности, чем брату или сестре.
  • Сравнение. Младший ребенок может чувствовать себя неспособным выдержать конкуренцию с достижениями старшего или наоборот.
  • Отсутствие индивидуальных различий. Когда у детей небольшая разница в возрасте, их могут водить на одни и те же кружки, покупать одинаковую одежду, относится к ним равноценно. Тогда дети соревнуются, каждый старается превзойти другого, утвердить себя как индивидуальность, отдельную от брата или сестры.
  • Необходимость делить пространство. Ревность и агрессивные тенденции могут возникать если дети живут в одной комнате, особенно если раньше эта комната принадлежала одному из них. К тому же, им может быть просто нужно место, где они будут наедине с собой (это становится крайне важно, когда дети дорастают до подросткового возраста).
  • Отсутствие времени для каждого отдельно. Невозможность побыть наедине с родителями лишает ребенка чувства защищенности и провоцирует негативное отношение к брату или сестре. В таких условиях дети нередко стараются «отвоевать» свое время у родителей, часто с помощью плохого поведения, проблем в учебе.
  • Способы решения конфликтов. Несправедливость по отношению к одному из детей (например, постоянное оправдание младшего), вызывает ревность и протест.

Разница в возрасте также влияет на восприятие ситуации и то, насколько старший малыш может осознать и принять происходящее. Зависть оказываемому вниманию и соперничество особенно сильны между детьми, разница в возрасте которых меньше трех лет.

Что делать с детской ревностью?

Необходимые меры, позволяющие свести к минимуму ревность и обиды:

  • До появления братика или сестрички, подготовьте к этому своего первенца. Обсудите с ним, что будет происходить и кто о нем позаботится первые месяцы после рождения нового малыша. Можно привлекать его к выбору имени, подготовке комнаты к приезду новорожденного.
  • Уделяйте внимание старшему. Ему нелегко справиться с тем, что внимание взрослых первое время в основном отдается новоприбывшему крохе. Уделите старшему ребенку несколько минут, чтоб узнать как у него дела и дать почувствовать поддержку.
  • Привлекайте старшего к уходу за младшим. Он может помогать одевать кроху, кормить или катать коляску. Так он быстрее и легче будет осваиваться со своей новой ролью.
  • На День рождения одного из детей, нужно подарить небольшой подарок и второму ребенку.
  • Не сравнивайте детей между собой.
  • Поощряйте таланты каждого, подчеркивайте их различия. У одного может хорошо получаться то, в чем другой не так успешен. Это нормально.
  • Поощряйте детей сотрудничать вместо того, чтоб соревноваться. Давайте общие задания (например, собрать игрушки), в которых им надо взаимодействовать для достижения результата.
  • Проводите достаточно времени с каждым ребенком отдельно. Даже полчаса в неделю будет достаточно для того, чтоб каждый почувствовал себя защищенным и любимым. Это уменьшит ревность и необходимость соревноваться.
  • Честно распределяйте ответственность. Объясняйте детям, что разница между ними обусловлена их возрастом, умениями и потребностями.
  • В конфликтных ситуациях выслушивайте обе стороны. Выделите время, чтоб узнать одну историю, затем другую, и только после этого выносите справедливое решение. Не отдавайте предпочтение кому-либо из детей. Возраст не может служить оправданием негативных поступков..
  • Проводите время всей семьей занимаясь тем, что всем интересно. Это могут быть лыжи, коньки, поездка на море, выпекание печенья, совместное творчество и т д.
  • Убедитесь, что у детей есть достаточно собственного свободного времени. У каждого должно быть время, когда он может погулять со своими друзьями или заняться какими-либо делами отдельно от брата или сестры.

Драки и конфликты между детьми

Драки и ссоры — наиболее стрессовый аспект соперничества детей. Родителям важно не принимать чью-либо сторону и стараться оставаться объективными. Вмешиваясь в детские стычки, взрослый рискует попасть в своеобразный треугольник, где будет вынужден постоянно решать малейшие разногласия. Это только увеличит враждебность между детьми и лишит их возможности научиться договариваться.

Чтобы помочь детям решить конфликт, родители могут:

  • Структурировать происходящее, задавая уточняющие вопросы, помогать успокоиться, но не решать вместо детей. Так они научатся искать компромисс.
  • Не принимать ничью сторону.
  • Дать возможность сторонам выговориться и выразить свои чувства.
  • Учиться контролировать собственные чувства. Дети неосознанно копируют поведение родителей. Научившись сдерживать свои эмоции легче будет научить детей.
  • Учиться навыкам решения конфликтов заранее, в «мирное время», во время игр.
  • Создать объективные правила, поощрять их соблюдение. Когда правила нарушены, важно разобраться в ситуации, но виноваты все равно оба.

Главное, помнить — крик или чтение лекции не поможет детям решить их проблему!

Взрослому следует вмешаться в конфликт старшего и младшего ребенка, когда есть угроза жизни или здоровью одного из детей. Опасные драки должны быть остановлены немедленно.

Если один ребёнок регулярно избивает другого, нужно обратиться к профессиональному психологу.

 

Автор: Мария Лабырина

 

Назад