Детский клуб-сад
Виктории Мироновой


Новости клуба: вКонтакте и Facebook

  +38 (093) 168–70–52
Киев. Украина

Роль логопеда в развитии ребёнка с аутизмом

Нарушение речи у детей с аутизмом достаточно распространенная проблема. Самым частым поводом для первого обращения за помощью является задержка появления речи. Ребёнок либо совсем не говорит, либо может повторять отдельные слова или фразы, но не отвечает на вопросы и не обращается к взрослому с просьбой.

Аутические нарушения могут быть причиной отсутствия речи. Другими словами, у ребёнка может быть сниженная мотивация к общению и, как результат, к говорению вообще, или нарушена коммуникация. И в таком случае стоит работать над устранением или, правильнее сказать, сглаживанием аутических черт поведения. Но бывает также, что у ребёнка отсутствует речь не из-за отсутствия мотивации и коммуникации, как в первом случае, а есть нарушение речи параллельно с аутизмом. В таком случае нужен логопед.

Так как же разобраться, когда все-таки нужен логопед, когда стоит немного подождать, а когда он не нужен совсем?

Если ребёнку диагностировали спектр аутических расстройств, то начинать занятия нужно в любом случае с психологом. Если у малыша задержка речи вызвана нарушением аутистического спектра, то занятия с психологом помогут решить вопрос нарушения мотивации и взаимодействия.

Нужен ли в таком случае логопед? Нужен, но на более поздних этапах.

Для того, чтоб проверить готовность ребёнка к занятиям с логопедом нужно задать пару вопросов:

  1. Есть ли у ребёнка имитация - может ли он повторить простые движения за взрослым? Может ли он повторить слова или слоги?
  2. Какой уровень коммуникации у ребёнка? Если малыш пока ещё не обращает внимания на своё имя, когда его зовут; или выражает свою просьбу криком (это, кстати, тоже коммуникация); или совсем не обращает внимание на взрослых и детей — тогда ему пока что нет надобности ходить к логопеду.
  3. Есть ли в принципе у ребёнка нарушения речи? Часто бывает, что люди с аутизмом могут говорить и отвечать на вопросы, но не делают этого из-за низкой мотивации и нежелания общаться. В таком случае лучший помощник — это психолог.

Если эти 3 «фильтра» пройдены, то можно заниматься с логопедом.

Но работа с ребёнком с аутизмом будет отличаться от работы с детьми с другими нарушениями.

В каких же направлениях будет работать логопед?

  1. Коммуникация:
    • Взаимодействие;
    • Ответы на вопросы;
    • Умение задавать вопросы.
  2. Инициатива: вербальная просьба, инициатива в вопросах.
  3. Расширение фразовой и связной речи.
  4. Грамматика: понимание и правильное использование разных частей речи, правильное склонение существительных, глаголов, прилагательных и т.д.

В таких направлениях должен работать логопед с ребёнком с аутизмом при его готовности к занятиям.

Давайте разберём второй случай, когда при расстройстве аутистического спектра есть ещё и нарушение речи как дополнительное нарушение.

Как можно узнать, что у ребёнка есть дополнительное нарушение речи?

  1. ребёнку сложно повторить слоги или слова при высокой мотивации (вопрос мотивации в таком случае очень важный, потому что ребёнок с аутизмом может просто не хотеть повторять слоги и в таком случае невозможно диагностировать).
  2. Ребёнок не понимает обращенную речь при высокой мотивации (чтоб это проверить, достаточно просто предложить ему то, что он любит без подкрепления жестами).
  3. У ребёнка нарушена иннервация мышц языка (обильное слюновыделения, сложности с жеванием и питьем с чашки и трубочки, не может высунуть язык, поднять его вверх и двигать из стороны в сторону).

Если есть какой-то из этих пунктов, то лучше начать занятия с логопедом параллельно с психологом.