ЗПР (Задержка психического развития)
ЗПР (Задержка психического развития) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Однако это говорит не о стойком и необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа.
ЗПР, как психолого-педагогический диагноз, могут поставить только в дошкольном или младшем школьном возрасте. Если признаки недоразвития психических функций остаются по окончании этого периода, тогда возможно говорить об умственной отсталости.
Основные трудности, которые испытывают дети с ЗПР, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы. Иными словами, такому ребёнку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Соответственно появляются такие нарушения внимания как неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.
Затруднение построения целостного образа (например, ребёнку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе) является признаком нарушения восприятия. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентирование в пространстве.
Особенностью памяти детей с ЗПР является то, что они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем речевой.
ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом её развития.
У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Оно обнаруживается во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми мыслительными операциями для выполнения школьных заданий (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
У дошкольников с ЗПР наблюдается отставание в развитии эмоций. Это проявляется в эмоциональной неустойчивости, лабильности, слабости волевых усилий, несамостоятельности и внушаемости. Характерны состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, лёгкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко, часто немотивированно, переходят от смеха к плачу и наоборот.
Играть такие дети предпочитают в одиночку. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников. Межличностные отношения неустойчивы. Взаимодействие носит ситуативный характер. Дети предпочитают общение со взрослыми или с детьми старше себя, но не проявляют значительной активности.
Причины возникновения ЗПР можно условно разделить на биологические и социально-психологические:
Биологические причины:
- патологии беременности (тяжёлые интоксикации, резус-конфликт);
- недоношенность ребёнка;
- родовые травмы;
- соматические заболевания (тяжёлые формы гриппа, рахит, хронические болезни — пороки внутренних органов, туберкулёз, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания);
- нетяжёлые мозговые травмы.
Социально-психологические причины:
- ранний отрыв ребёнка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации;
- дефицит полноценной игровой и предметной деятельности;
- дефицит общения со взрослыми;
- искажённые условия воспитания ребёнка в семье (гипоопека, гиперопека, авторитарный стиль воспитания).
Классификация основных видов ЗПР по К. С. Лебединской:
- ЗПР конституционального характера, причина возникновения которого — несозревание лобных отделов головного мозга. Сюда относят детей с несложным гармоническим инфантилизмом. Они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания;
- ЗПР соматогенного происхождения, где причина — перенесение ребёнком соматического заболевания. К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения;
- ЗПР психогенного происхождения, причина которого — неблагоприятные условия в семье, искажённые условия воспитания ребёнка (гиперопека, гипоопека);
- ЗПР церебрально-астенического генеза, где причина — мозговая дисфункция. К этой группе относят детей с церебральной астенией — повышенной истощаемостью нервной системы. У таких детей наблюдаются неврозоподобные явления, повышенная психомоторная возбудимость, аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство — снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.
Учитывая все вышесказанное, этим детям необходим особый подход. Задачей психолога является установление уровня развития ребёнка, определение его соответствия или несоответствия возрастным нормам, а также выявление патологических особенностей развития. Индивидуальная коррекционная программа, составленная детским психологом, поможет ребёнку преодолеть отставание.